электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Памятные даты

10 августа 2016 года - 95 лет со дня начала Второй Карской экспедиции (1921)

Первая Карская (Сибирская хлебная) экспедиция была организована с целью вывоза хлеба из Сибири для голодающих районов России. Начальником экспедиции был М.В. Николаев, комиссаром - С.В. Киселев. Два отряда экспедиции вышли из Архангельска 7 и 14 августа 1920 года и вернулись с пшеницей, перегруженной на суда с речных барж на Оби и Енисее, 6 октября того же года. Удачный опыт доставки сибирского хлеба в Архангельск в навигацию 1920 года вселял надежду на успех операции, и экспедиции были продолжены.

Вторая Карская экспедиция была организована решением Совета труда и обороны от 12 марта 1921 года в составе двух отрядов: заграничного - под руководством Отто Свердрупа - и Архангельского (начальник Д.Т. Чертков, комиссар И.Б. Богачев).

Организация похода возлагалась на Управление морского транспорта Белого моря и Северного Ледовитого океана (Беломортран). В экспедицию вошли все более или менее годные для этой цели плавсредства. Архангельский отряд включал следующие суда: "А.Сибиряков", "Малыгин", "В.Русанов", "Г.Седов", "Канин", "Юшар", "Обь", "Енисей", парусник "Выг", ледокол №8 и 6 лихтеров. Суда экспедиции вышли из Архангельска 10 августа 1921 года и вернулись 26 сентября того же года. В шторме погибли два парохода: "Обь" и "Енисей" *. Из Сибири в Архангельск и на Печору было доставлено 400 тыс. пудов (6552 т) хлеба, в Сибирь - свыше 639 тыс. пудов (10466 т) товаров (смола, баржи, речные буксиры и др.).

* 10 августа 1921 года пароход "Енисей" ушел из Архангельска в устье Енисея в составе судов Сибирской хлебной морской экспедиции, ведя баржу на буксире. Приняв в Новом порту 1965 тонн зерна, 12 сентября вышел с караваном в Архангельск. 14 сентября пароход, зажатый льдами в Карском море, получил пробоину и через 17 минут затонул на глубине 15 метров. Человеческих жертв не было. Как писали авторы книги "Флот Северного морского пароходства (1870-2015)", изданной в Архангельске (2015), И.В.Паролов и Ю.Н.Трифонов, "...для экипажа всё кончилось благополучно. Лишь не стало парохода, до отказа нагруженного сибирским хлебом. Погибли собака да петух с курами. Живого поросенка и всплывшие вещи подобрала шлюпка".

Пароход "Обь" в составе Архангельского отряда Карской экспедиции проследовал в Сибирь, откуда после погрузки хлеба возвращался в Архангельск. 17 сентября 1921 года, находясь возле Югорского Шара, получил пробоину от удара о льдину и 20 сентября затонул. Экипаж и груз были сняты пароходом "Малыгин".


Газета "Известия Архгубисполкома и губкома РКП(б)" писала: "Красные моряки с честью выполнили возложенную на них задачу. Они, несмотря на гибель двух кораблей, одержали новую крупную победу на голодном фронте". Итоги экспедиции дважды рассматривались в Совете труда и обороны. В.И.Ленин, Советское правительство подтвердили необходимость самого пристального и неослабного внимания развитию Карских товарообменных операций.

Экономические итоги Карских экспедиций 1920-1928 годов оказались значительными. И с точки зрения развития практики арктического мореплавания эти операции явились важным испытательным периодом опытных плаваний, доказавшим реальную народно-хозяйственную значимость Карского морского пути, который как магистраль в 20-х годах XX века превратился еще и в крупное международное лесоэкспортное предприятие, давшее сибирской древесине выход на мировой рынок.

 

Библиография Ссылки Иллюстративный материал