электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Памятные даты

11 августа 2016 года - 95 лет со дня начала первой экспедиции Плавучего морского научного института на ледокольном пароходе «Малыгин» в 1921 г.

 

Ледокольный пароход "Малыгин" – грузовое ледокольно-транспортное судно. Длина 78,9 м, ширина 11,3 м, высота борта 7,7 м, мощность машины 2800 л. с., 4 главных котла, скорость 15 уз.

 

Ледокольный пароход был приобретен Россией у Англии в начале Первой мировой войны и имел название "Брюс", после был переименован в "Соловей Будимирович". Участвовал в перевозках из Кольского залива в порт Архангельск поступивших от союзников воинских грузов.

 

В 1920 г. ледокольный пароход "Соловей Будимирович" участвовал в Сибирской морской хлебной экспедиции. В 1921 г. судно было переименовано в честь одного из первых исследователей Севера С. Г. Малыгина и стало использовать в научных целях.

 

Первая экспедиция в Баренцево и Карское моря Плавучего морского научного института (Плавморнин) проходила под руководством И. И. Месяцева. В состав экспедиции вошли 32 научных работника разных специальностей. На судне было оборудовано несколько лабораторий.

 

Экспедиция пробыла в плавании 47 дней (с 11 августа по 27 сентября) и прошла около 3000 миль. За время плавания было выполнено 60 комплексных океанографических станций. На обратном пути судно присоединилось к каравану Карской морской товарообменной экспедиции. 17 сентября пароход "Малыгин" принял на борт основную часть груза с погибшего во льдах парохода "Обь" и спас его экипаж.

 

Дальнейшая экспедиционная деятельность Плавнормина проводилась на исследовательско-экспедиционном судне "Персей". А Пароход "Малыгин" летом 1928 г. под командованием капитана Д. Т. Черткова принял участие в операции по спасению экспедиции У. Нобиле в высоких широтах, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В  30-е гг. на "Малыгин" размещалась экспедиция по изучению архипелага Земля Франца Иосифа. В 1937-1938 гг. пароход был затерт льдами и почти целый год дрейфовал в тяжелых льдах. В 1940 гг., следуя во Владивосток из бухты Провидения пароход попал в эпицентр урагана и 7 октября затонул со всем экипажем и пассажирами у берегов Камчатки. 

 

Библиография Иллюстративный материал
  • ➤  В целях всестороннего и планомерного исследования северных морей... : к 55-летию образования Плавучего морского научно-исследовательского института - Плавморнина // Памятные даты Архангельской области, 1976 год. - Архангельск, 1976. - С. 22.
  • ➤  Ледокольный пароход "Малыгин" // Морем прославлены : орденоносные предприятия и суда мор. трансп. России: [Сб.очерков] / Служба мор. флота М-ва трансп. РФ, Союзморниипроект ; Авт.-сост.:В.П.Пузырев, Н.Ю.Березовский, В.А.Конталев. - М. : Андреевский флаг, 2000. – С. 143-147.
  • ➤  Месяцев, И. Экспедиция для изучения Северного моря / Ив. Месяцев // Известия Архангельского губисполкома и губкома РКП (б). - 1921. - 6 сентября. - С. 2.
  • ➤  Новиков, В. Д. К истории освоения Северного морского пути в первые годы советской власти : научно-популярная литература / В. Д. Новиков // Летопись Севера. - М.; Л., 1949. - Вып.1. - С. 3-41.
  • ➤  Первая экспедиция Плавучего морского института // Васнецов, В. А. Под звездным флагом "Персея" : воспоминания / В. А. Васнецов ; [под ред. В. И. Черныша]. - Ленинград : Гидрометеоиздат, 1974. - С. 25 - 59.
  • ➤  Пузырев, В. П. Морские суда: труженики и герои : краткий справочник / В. П. Пузырев. - Москва : Изд-во "Росархива", 2012. - 126 с.