электронная краеведческая библиотека
Русский Север

100 лет назад

18 января 1916 года было открыто движение по широкой колее железной дороги Вологодско-Архангельской линии

В "Особом журнале Совета Министров" за 10 июля 1915 года опубликован материал, в котором говорится, что осенью 1914 года "Высочайше утвержденным положением Совета Министров" был отпущен кредит в сумме 12 061 430 рублей на работы по устройству на участке от Вологды до Няндомы "отдельного железнодорожного пути нормальной пятифутовой колеи". То есть началась перешивка узкоколейной Вологодско-Архангельской линии на широкую колею.

Новое требование продиктовало усилившееся в годы Первой мировой войны значение Архангельского порта для союзнических связей. Было принято решение об устройстве широкой колеи по существующей узкоколейке "с переходом реки Северной Двины мостом в самом городе Архангельске". Работы велись весь 1915 год. 

Перешивать линию начали от Вологды. Когда широкая колея пролегла до Няндомы, здесь была сооружена специальная площадка, где грузы из вагонов узкой колеи перебрасывались в вагоны широкой колеи и наоборот. Площадка так и называлась – Перегруз. Но подобная технология создавала немало трудностей в продвижении грузов, их сохранности. 

"В настоящее время... надлежит озаботиться переустройством участка Няндома — Архангельск на широкую колею, — докладывал Совет Министров Государю, — в целях наибольшего использования пропускной способности Вологодско-Архангельской линии... Совет Министров полагает: ...в согласность с Высочайше утвержденным 17 января 1915 года положением Совета Министров о порядке разрешения чрезвычайных, по гражданским ведомствам, кредитов на потребности военного времени, отпустить Министерству путей сообщения чрезвычайным сверхсметным кредитом из наличных средств государственного казначейства 11 571 645 рублей на работы по переустройству железнодорожной линии Няндома — Архангельск, Северных железных дорог, на широкую колею, с ассигнованием этой суммы по мере действительной надобности".
На документе, вверху слева, рукой Государя начертано: "Согласен".

Движение по широкой колее на этом участке было торжественно открыто 18 января 1916 года

К 1 часу дня на станцию стали прибывать приглашенные лица. Приглашенных гостей встречали комендант станции полковник Варпаховский, инженер Касинов, и др. лица. Весь перрон и часть путей были заняты собравшейся публикой. Встреча поезда состоялась недалеко от вокзала у изящной арки, высоко вздымавшейся над путями станции. Первый служебный поезд по широкой колее пришел в составе 14 вагонов. Вел его паровоз №6554. 

Подробнее об открытии в газете: Архангельск. - 1916. - 19 янв. (№14). - С.3. 

Переход на широкую колею вдохнул в жизнь линии новые силы. Была обеспечена погрузка 390 ширококолейных вагонов в сутки вместо 200 узкоколейных. В дальнейшем намечалось за счет поставки в товарные поезда мощных паровозов серии Щ (1-4-0) довести погрузку до 520 ширококолейных вагонов в сутки.

На дороге увеличивался штат рабочих и служащих. Расширялись станции, так интенсивное строительство в Няндоме повелось как в рабочем поселке, так и в крестьянском. Здесь же строилось новое, на 22 канавы, депо. Второе паровозное депо было построено и на станции Исакогорка. Оно делало малый подъемный ремонт паровозам серии «О», затем перешло в основном на промывочный ремонт. 

Библиография Иллюстративный материал
  • ➤  100 лет : очерк истории Архангельского отделения Северной ордена Трудового Красного Знамени железной дороги. - Архангельск, 1997.– 127 с.
  • ➤  Архангельское отделение Северной железной дороги 1897-1997 : летопись. - Петрозаводск, 1997. – 127 с.
  • ➤  Архангельск. - 1916. - 19 янв. (№14). - 4 c.