электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Памятные даты

2 ноября 2019 года - 90 лет назад (1929) в Архангельске было открыто Управление воздушной линии Архангельск – Усть-Сысольск (Сыктывкар), положившее начало созданию гражданской авиации на Европейском Севере

В конце 1920-х годов самолеты в северном небе стали уже привычными, но доступ обычным пассажирам к полетам еще был закрыт. Однако Архангельск был уже готов к открытию пассажирских трасс.

 

1 сентября 1929 года ее представители общества «Добролет» отправились в полуторамесячную экспедицию, в задачи которой входило исследовать площадки, которые можно было бы приспособить для аэродромов воздушной линии Архангельск – Котлас – Усть-Сысольск. Кегостровский ледовый аэропорт располагал свободой маневра при посадке, однако появление пассажирских самолетов «Добролета» требовало переноса взлетной полосы ближе к пассажирам. Новая «ледовая аэростанция» появилась в Архангельске на Северной Двине, около яхт-клуба: «Небольшой одноэтажный деревянный сарай с несколькими бочками с горюче-смазочными материалами, короткая посадочная площадка, маломощная радиостанция да три коренастые лошади с упряжкой – вот и все наземное авиационное хозяйство».

 

2 ноября 1929 года для первой постоянной воздушной грузопассажирской линии Архангельск – Двинской Березник – Котлас – Усть-Сысольск (Сыктывкар) было создано Архангельское воздушное управление. Первый начальник – И. И. Буняев.

 

4 февраля 1930 года с Кегостровского аэродрома был совершен первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Архангельск – Усть-Сысольск и обратно. Управлял самолетом пилот Константин Дедущенко; полет до Усть-Сысольска по трассе длиной 930 километров длился более 7 часов. Так начала работать первая регулярная воздушная линия в Северном крае.

 

За год с первого аэропорта у архангельского яхт-клуба перелетели в Усть-Сысольск и обратно 120 пассажиров и 600 килограммов почтовых грузов.

 

Библиография :

 

➤ Добролет начал подготовку самолетов для авиалинии Усть-Сысольск – Архангельск : на линии будут работать самолеты системы «Дорнье – Комета». Необходима помощь организации агитперелета // Правда Севера. – 1929. – 6 нояб. – С. 3 : фот.

 

➤ Закончены изыскания авиалинии Архангельск – Усть-Сысольск : вместо десяти дней трудного пути можно будет долететь до Коми столицы в 7-8 часов // Правда Севера. – 1929. – 17 окт. – С. 3.

 

➤ Крылья Севера : Самолеты. Люди. Полеты : [фотоальбом / сост.: И. Гуревич, А. Попов, А. Мишин и др.]. – Архангельск : [б. и.], 2010 (Типография № 2). – 108, [1] с. : цв. ил.

 

➤ Попель, Д. Самолет на приколе / Дм. Попель // Правда Севера. – 1929. – 12 сент. – С. 2.

 

➤ 15 января откроется северная авиалиния // Правда Севера. – 1929. – 3 нояб. – С. 1.

 

➤ Суровцев, С. В. Крутые виражи / Сергей Суровцев. – Архангельск : Агентство печ. изд. (АПИ), 2003. – 316 с.