электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Памятные даты

22 ноября 2015 года - 100 лет со дня открытия Ледокольного бюро при Управлении Архангельского торгового порта (9 - ст.ст.)

В составе ледокольного бюро было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.

 

Средняя продолжительность навигации в Архангельском порту составляла примерно 180 дней с колебаниями от 160 до 200 дней. К 1913 году в порту работало одно судно ледорезного типа - буксирный пароход «Лебедин». Всего в России в то время работало 20 ледоколов: 4 морских, 3 рейдовых и 13 судов ледокольного типа. В Белом море ледокола не было. Операции в порту после ледостава буксиру «Лебедин» были не под силу. Наличие сильного ледокола позволило бы продлить навигацию на два месяца и тем самым поднять грузооборот порта. Однако ледоколы в Архангельск пришли только в годы Первой мировой войны.

За годы войны в Архангельский порт было доставлено 5,1 млн.т импортных грузов и вывезено 3,2 млн.т экспортных грузов. Значительная часть перевозок в Архангельск выполнялась в зимних условиях. Во льдах проведено более 20 процентов судов с грузами. Для обеспечения зимних плаваний на Севере за счет закупок за рубежом была создана целая Ледокольная флотилия из 9 ледоколов и 8 ледокольных пароходов. Позднее, число судов подобного типа было увеличено: к декабрю 1915 года на беломорском Севере было уже 13 ледоколов и пароходов ледокольного типа.

С.Ф. Эдлинский в своей книге «40 лет советской северной ледокольной флотилии» (Архангельск, 1958) пишет, что 9 ноября 1915 года Главноначальствующий города Архангельска и района Белого моря вице-адмирал Алексей Петрович Угрюмов утвердил под грифом «Секретно» положение о Временном ледокольном бюро при Управлении Архангельского торгового порта.

Бюро составило программу ледокольных работ в порту и Белом море и назначило ответственным за выполнение работ командира ледокола «Канада». Ему подчинялись все ледоколы, он обеспечивал их лоцманами и контролировал выполняемую работу. Командиром «Канады» в то время был военный моряк Николай Константинович Мукалов.

Библиография Иллюстративный материал
  • ➤  Памятные даты Архангельской области: календарь, 2015 год. - Архангельск, 2014. - 51 с.
  • ➤  Пузырев, В. П. Дореволюционное мореходство России. - М., 2014. - 134 с.
  • ➤  Красавцев, Л. Б. Торговое мореплавание на Европейском Севере России во второй половине XIX - начале XX века. - Архангельск, 2006. - 177 с.
  • ➤  Ануфриев, И. О ледоколах в русских северных морях. - Архангельск, 1913. (Губерн. тип.). - 8 с. - (Отд. отт. из «Изв. АОИРС». - 1913. - №19).