электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Интересные факты

27.03.2016
Начало театральной жизни Архангельска

Международный день театра традиционно проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Отмечается этот праздник и в нашем городе. Ведь театральная жизнь Архангельска и всего Русского Севера имеет давнюю и славную историю. 

Прибывавшие в Архангельск в середине XVII века иноземные купцы рассказывали жителям Севера о малопонятном для них театруме и людях, игравших там, которые были похожи на скоморохов. Скоморошьи представления – дело привычное и понятное на Руси. На Север немало переселилось их из Московии после указа царя Алексея Михайловича, в котором народные игрища признавались «бесовским действием». Запрещалось скоморошье искусство, а сами скоморохи изгонялись за пределы государства. Покидая родные места, уносили они с собой неукротимый нрав и веселые шутки. Любимый герой скоморошьих представлений Петрушка в балаганах на ярмарочных площадях хлестко высмеивал притеснителей народа. Издавна в Архангельске в масленичное гуляние возили по улицам небольшой корабль с парусами, поставленный на несколько саней. На корабле сидели скоморохи с бубнами, медведь и госпожа Масленица.

С настоящими же театральными представлениями архангелогородцы познакомились в Петровскую эпоху. В одной из старинных хроник читаем: «18 июня 1703 года была в городе комедия у иноземца Ивана Антонова, на которой были воевода и прочие всякие люди, как мужи, так и жены». Спектакль был платный: «брано по гривне с каждого человека». Устроителем спектакля был венгр Ян Сплавский – актер-кукольник. Это представление – одно из самых ранних в истории всего российского провинциального театра.

Следующая страница, относящаяся к начальному периоду архангельского театра – конец XVIII века. В правление генерал-губернатора Тимофея Ивановича Тутолмина в городе имелся небольшой театр без постоянной труппы. Наместник граф Ливен с помощью «любителей общенародной пользы» пытался построить каменный театр, ожидая выгоды от него обратить на пользу общественного призрения. В своем прошении он писал: «Посещая театр для своего увеселения, юноши увидят изображение великих мужей, жертвующих собою государю и отечеству, предпочитающих правду с честностью всем пользам и преимуществам». Кроме того, наместник видел пользу уже в том, что юноши услышат в театре живую русскую речь и возвышенные мысли героев пьесы, будут брать пример красноречия и познают «красоту стихотворства».

Когда здание театра было построено, встал вопрос о формировании труппы. Среди бумаг губернаторского архива есть и первые договоры с актерами. Из них узнаем, что 3 февраля 1791 года с дозволения своих мужей в заводимый в Архангельске театр приехали Фекла Брыкнерша и Катерина Сахарутина из Ярославля. Театр обещал им жалованье: одной 150, другой – 100 рублей, а также казенную квартиру и платья для сцены. На этих условиях женщины обещали прослужить в театре два года. Труппа понемногу собиралась: Брыкнерша оказалась превосходной исполнительницей ролей молодых служанок. На роль старух нашли актрису из местных горожанок, а олонецкий губернатор отправил из Петрозаводска еще нескольких актеров. Вот с этой труппой из 10-12 человек и играли, пока здание театра не сгорело в пожаре 1793 года.

Источник

Угаров, Юрий Иванович. Театральный Архангельск. История театрального искусства в Архангельске / Юрий Угаров. - Архангельск : [б. и.], 2006 (Издательско-полиграфическое предприятие "Правда Севера"). - 491 с. 




⇐ Вернуться к списку