электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Персоналии

Ломоносов Михаил Васильевич - учёный-энциклопедист, основатель Московского университета (1711-1765)

В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики заложили основы для развития этих наук.

Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути, разработал проекты переустройства Петербургской академии наук, основал Московский университет. Кроме того, Ломоносов известен нам и как талантливый поэт, и как автор уникальных мозаичных портретов и картин. 

 

Удивителен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, удивительна сама его жизнь - постоянный научный поиск, неутолимая жажда знаний, упорство и бескорыстие в труде, самоотверженная любовь к своей стране, к своему народу. 

Подробнее

 

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (по новому стилю - 19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии (в нескольких километрах от города Холмогоры) в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых. Ныне несколько деревень слились в село Ломоносово, а город Холмогоры стал районным центром Архангельской области.

 

 

Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, многие родственники, как и большинство крестьян-поморов, занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел. Семья Ломоносовых имела средний достаток. Василий Дорофеевич был умным, волевым и предприимчивым человеком. Первые годы своей жизни Михаил находился на попечении матери. Сведений о ранних годах его жизни не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости, в почтении к старшим. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость - качества, которые были необходимы в будущей жизни. Когда Михаилу исполнилось девять лет, умерла его мать. Позднее Василий Дорофеевич вновь женился, но новая жена Ирина Семеновна невзлюбила пасынка. Юный Ломоносов на всю жизнь запомнил эту "злую и завистливую мачеху". 
    

С десяти лет Михаил начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на промысел и возвращались домой поздней осенью. Они ходили как в дальние плавания - в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние - до Соловецких островов. Трудные морские переходы физически закалили Михаила, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными сведениями. Он учился мореходному делу, знакомился с промыслом морского зверя, наблюдал приливы и отливы, бури в океане, полярные льды, северное сияние. Его интересовали и китобойный промысел, и солеварное дело. Любознательный юноша познакомился с жизнью и обычаями ненцев, лопарей, коми-зырян. В одиннадцатъ-двенадцать лет юный Ломоносов быстро освоил грамоту. Вскоре он мог уже переписывать церковные книги, а в церкви читал для прихожан "Псалтырь" и "Жития святых". В деревне его считали лучшим чтецом. Известны имена первых учителей Михаила Ломоносова - это сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Никитич Сабельников. В четырнадцать юный помор грамотно и четко писал. Односельчане обращались к молодому грамотею с просьбой написать ту или иную бумагу. Сохранились автографы Ломоносова, в которых нет ни одной орфографической ошибки, хотя почерк не приобрел еще твердости. 

 

С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Книги очень заинтересовали Михаила. Он часто обращался к Дудину с просьбой дать их хотя бы на несколько дней домой. Но книги в то время были слишком дороги, и владелец не соглашался отдать их даже на короткое время. Только после его смерти Михаил получил в собственность эти сокровища. Он не расставался с ними в течение многих лет, выучил наизусть. Позднее Ломоносов назвал их “вратами своей учености”. 

 

Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упреки мачехи. Считая это делом пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца. В доме сложилась тяжелая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы “поступить там в ученье”. С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного три рубля денег и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было девятнадцать лет. 

 

Через три недели будущий ученый прибыл в Москву. Сначала Михаил хотел начать свое обучение с Математико-навигационной школы. Здесь изучали грамоту, арифметику, геометрию, тригонометрию, мореплавание и астрономию. Но Ломоносову был необходим латинский язык, так как только на нем писались все научные труды. В январе 1730 года Михаил подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, высшее духовное учебное заведение, которое готовило служителей церкви и государственных служащих. Именно здесь можно было в совершенстве изучить латинский язык. Ломоносову пришлось скрыть крестьянское происхождение и выдать себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали. 

 

Жажда знаний у юного помора была поразительной. В течение одного года Ломоносов прошел три класса академии, научился читать и писать по латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. Он читал летописи, богословские, философские и математические книги, увлекался латинской и русской поэзией. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст – «какой болван пришел учиться»), Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам. Этому помогли его способности, трудолюбие и необыкновенная настойчивость, которую не смогли сломить ни тяжелые материальные условия (жалованье у школьников было мало и выплачивалось нерегулярно), ни огромная учебная нагрузка. 

 

В Славяно-греко-латинской академии Ломоносов проучился пять лет. В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов. B новом учебном заведении он начал изучать математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно приступил к теории стихосложения. Здесь, в Петербурге, Ломоносов смог увидеть новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, в академической книжной лавке познакомился с новыми книгами и журналами.

 

Пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим. В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию: В Марбургском университете Михаил слушает лекции по теоретической химии профессора Ю.Дуйзига, а затем лекции по механике, гидростатике, теоретической физике, логике, аэрометрии, гидравлике профессора Х.Вольфа. Наряду с изучением немецкого языка с мая 1737 года Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования. В своих письмах в Петербург Вольф отмечал успехи русских в обучении, особенно выделяя достижения Ломоносова. 

 

Осенью 1738 года Ломоносов пишет свою первую студенческую работу по физике – «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости», которая была отправлена в Петербург и получила положительную оценку академиков. К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г. Фрейберг к физику Генкелю, известному специалисту горного дела. Во Фрейберге Ломоносов, кроме занятий горным делом, металлургией и химией, увлекся изучением русского стихосложения. Осенью 1739 г., узнав о победе русских войск над Турцией, он создает большое литературное произведение – “Оду на взятие Хотина”, которая совершила переворот в русской поэзии. Позднее он написал научный трактат “Письмо о правилах русского стихотворства”, где были изложены идеи о реформе русского стихосложения. 

 

С мая по октябрь 1740 года он путешествовал по Германии, пытаясь каким-либо путем вернуться на родину. Ломоносов получает официальное разрешение на возвращение в Россию. Летом того же года он прибывает в Петербургскую Академию наук. 

 

С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Одной из первых работ Ломоносова стало составление Минералогического каталога. Он продолжает заниматься физикой и химией, пишет оды, переводит с немецкого на русский научные статьи. В январе 1742 года Ломоносов получает звание адъюнкта, которое присваивалось студентам, проявившим способности к научной работе. Он становится членом Академического собрания. Главным своим занятием молодой адъюнкт избрал химию. Сразу же после получения этого звания Ломоносов разрабатывает проект химической лаборатории, который руководители Академии оставляют без внимания. 

 

В 1743 году Ломоносов начинает читать лекции по физике, занимается переводами трудов по астрономии. Не имея собственной лаборатории, он проводит химические опыты в физическом кабинете Академии, а летом наблюдает грозовые явления в природе. К началу 1745 года Ломоносов стал известен как специалист по проведению ответственных аналитических исследований. В Академическое собрание он представляет диссертацию «О металлическом блеске», которая получает хорошие отзывы. Летом 1745 г. становится профессором химии. 
     

С конца 40-х годов Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей. Вскоре он уже работал над “Российской историей”. В марте 1751 г. Ломоносову за достижения в науке был присвоен чин коллежского советника. Этим самым он получал право на потомственное дворянство. 

 

Яркую страницу в биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Он начал ее в 1742 году, после получения звания адъюнкта и продолжал в течение 20 лет. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался обучением молодых людей химии, физике, «натуральной и минеральной гистории», физической географии. Поскольку учебников для этих дисциплин на русском языке не было, он занялся разработкой учебных пособий. В 1743 г. Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладоречия сочиненное», оды «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». В августе 1743 г. участвовал в поэтическом соревновании с А.П. Сумароковым и В.К. Тредиаковским, переложив стихами 143-й псалом. Занимался переводами: с немецкого на русский перевел «Описание в начале 1744 года явившияся кометы», позднее перевел с латинского учебник по физике для студентов. 

 

С 1745 г., получив должность профессора химии, Ломоносов начал читать публичные лекции по физике. До него все лекции читались на латинском языке. Ломоносов впервые для этого использовал русский. Лекции проходили с большим успехом. 

 

В 1745 г. Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, который бы располагался в Москве. Это место было выбрано не случайно. В столице жило много дворян и разночинцев, меньше требовалось денег для обучения, так как цены были ниже, чем в Петербурге, было больше домашних учителей. Ломоносов заботился о том, чтобы в учебных заведениях, в том числе и в университете, могли обучаться дети простого народа. Московский университет был открыт в 1755 году. Обучение на трех факультетах - философском, юридическом и медицинском - велось в основном на русском языке и русскими профессорами. Принимали сюда детей из различных слоев. При университете существовала гимназия, которую Ломоносов считал основой университетского образования и самостоятельным учебным заведением. 

 

В 1751 г. в Академической типографии было отпечатано «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая». Это стало большим событием в жизни Ломоносова, до него такой чести не удостаивался ни один член Петербургской Академии. 

В 1752 г. появилась трагедия «Демофонт». В апреле 1755 г. в Публичном собрании Академии наук Ломоносов произнес «Слово похвальное Петру Великому». 

 

В 1757 г. в Академической типографии отпечатана «Российская грамматика», а в типографии Московского университета начато печатание первого тома Собрания сочинений Ломоносова. 

C 1756 по 1765 годы Ломоносов разрабатывал программу, по которой должно было развиваться среднее и высшее образование в России. Он выступал за увеличение количества школ, в которых могли обучаться дети независимо oт происхождения. Сам лично проверял качество обучения, присутствуя на экзаменах и задавая каверзные вопросы ученикам. 

 

В 1764 году составил «Роспись сочинениям и другим делам советника Ломоносова», в январе 1765 г. последний раз присутствовал на заседании Академического собрания. 

Умер Михаил Васильевич Ломоносов 4 (по новому стилю-15) апреля 1765 г. в собственном доме на реке Мойке. Его похоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. По свидетельствам современников, проститься с великим русским ученым пришли многие поклонники его таланта. 

 

Его жена Елизавета Андреевна (в девичестве Елизавета-Христина Цильх) пережила своего мужа всего на полтора года. Осенью 1766 г. она скончалась. Дочь Елена уже после смерти отца вышла замуж за А.А. Константинова, библиотекаря Екатерины П. Они имели двух дочерей - Софью и Екатерину, которые явились продолжателями рода Ломоносова. 

 

Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почетный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие. Многие его открытия опережали свое время и нашли подтверждение лишь в наши дни. Деятельность Ломоносова была связана с потребностями страны, направлена на промышленное и культурное развитие, на ее процветание. Жизнь великого помора, посвященная бескорыстному служению русской науке и просвещению, для последующих поколений оставалась и остается ярким примером трудолюбия, самоотверженности и страстной тяги к постижению неизвестного и удивительно разнообразного окружающего нас мира. 

 

В 1832 году в Архангельске был установлен памятник М.В. Ломоносову, созданный скульптором Мартосом. Музей Ломоносова (на месте усадьбы Ломоносовых) был открыт в 1940 году, наиболее интересные экспонаты – прижизненные научные и литературные труды. Позднее памятники появились и в селе Ломоносово, и в Северодвинске. 

 

Библиография Ссылки