электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Интересные факты

30.05.2017
Лайский док и книга юбиляр

Книге Правила пользования сухим доком Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства в г.Архангельске - 110 лет!

Её размер - 10,5х17 см. Под мягкой обложкой всего 9 страничек текста. Документ подписан в Санкт-Петербурге 28 июня 1907 года председателем Правления Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства Г.Вейхардтом.

Кстати, а в мае того же года - 110 лет назад - начал функционировать Лайский док, одно из старейших судоремонтных предприятий Архангельска. И этот документ - "Правила" - первые регламентирующие его работу положения. К примеру, правило 11 гласило: "Плата за пользование доком исчисляется по прилагаемой при сём таксе и вносится до оставления судном дока..."

Еще задолго до этого руководство Товарищества решило построить для собственных нужд сухой док и при нем - ремонтные мастерские. И лишь 2 апреля 1899 года появилось долгожданное "Высочайшее соизволение", на основании которого под док и сопутствующие постройки Управлением Государственных имуществ Товариществу было отведено болотистое место "при реке Лая: длиной по реке 200 сажен и вглубь от берега 200 сажен - всего 40 тысяч кв. сажен в безвозмездное пользование на 99 лет".

Как сказано в одном из упомянутых ниже печатных трудов, "работы по строительству дока и подъездных коммуникаций велись с привлечением крестьян окрестных деревень Шихирихи, Рикасихи и Глинника почти исключительно в летнее время". Летом 1906 года Лайский док был "окончен постройкой". "Для выкачивания воды из дока, - цитируем далее, - применялись две паровые двухцилиндровые машины с центробежными насосами по 15 л.с. каждая. Имелся передвижной кран грузоподъемностью 2 т, а в особом помещении был установлен лесопильный станок, обслуживаемый четырьмя рабочими".

О начале деятельности новопостроенного судоподъемного сооружения в мае 1907 года возвестил гудок товаро-пассажирского парохода "Император Николай II", самого комфортабельного и быстроходного судна Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства. С пуском предприятия в эксплуатацию Архангельская контора Товарищества получила возможность производить комплексный ремонт своих судов.

Лайский док выполнял ремонт подводной части судов. Так как большинство их были деревянными, то основными рабочими мастерских были плотники и конопатчики. Ремонтировались и суда с металлическими корпусами клепаной конструкции. В 1907 году было построено два жилых дома и два барака для команд ремонтируемых судов и работников дока. За навигацию первого года работы было продоковано 11 единиц судов. Со следующего года пропускная способность дока возросла более чем в два раза. Экономически малоэффективная работа дока обуславливалась полным отсутствием электроэнергии, что не позволяло механизировать ремонтные работы, изготавливать детали на металлорежущих станках, организовывать вечернюю и ночную смены.

В последующие годы Лайский док постоянно принимал суда для производства работ по текущему ремонту, осмотра и окраски подводной части корпусов, замены винтов, гребных валов и др. В Отчете Товарищества за 1914 год говорилось, что "исправления, которые без наличности дока требовали бы для своего выполнения нескольких недель, а может быть, и месяцев, в настоящее время делаются настолько быстро, что зачастую пользующиеся доком пароходы успевают встать на линию к следующему же назначенному для них рейсу, не нарушая правильности движения".

Размеры дока, по состоянию на 1913 год, допускали размещение в нем довольно крупных по тому времени судов: длиной до 380 футов (более 115 м), шириной до 52 футов (более 15 м) и осадкой до 14 футов (более 4 м).

С того далекого времени это предприятие, наращивая мощности, служит, не прекращая ремонтных работ. В 1922 году на Лайском доке по чертежам, разработанным архангельскими инженерами В.П.Цапенко и А.С.Вороничем, было построено первое научно-исследовательское судно "Персей". В 1926-1927 годах в доке прошли восстановительные ремонты такие известные суда, как ледоколы "Малыгин" и "Сибиряков", крупные морские грузовые суда "Р.Люксембург", "Чиж", "Красный Октябрь", "Войков", "Сосновец", "Красное знамя" и др.

Известный архангельский краевед А.А.Евдокимов в 1927 году писал: "Из Архангельска в устье Лаи пароход ходит летом - ежедневно. Первая остановка - Кегостров, 2-я - Цигломенский лесопильный завод, 3-я - деревня Глинник и 4-я - в устье Лаи - Лайский док". В конце 20-х - начале 30-х годов предприятие реконструируется: пускаются в эксплуатацию компрессорное отделение и механический участок, появляется электросварка. В 1935 году открываются три новых цеха: корпусный, доковый, лесопильно-транспортный. Строятся новые жилые дома, кирпичная кочегарка, хлебопекарня, баня.

Посильный вклад в победу в Великой Отечественной войне внес и Лайский док. Все годы войны предприятие работало. В 1949 году док встал на капитальный ремонт, который продолжался до 1951 года. А в сентябре 1960 года Лайские судоремонтные мастерские получили статус завода. В настоящее время Лайский судоремонтный завод (СРЗ) продолжает ремонтировать и строить суда.



Источник информации:

 

Лапшин Р.В., Смолин А.А. Северные пароходства России (1861-1920 гг.). - Архангельск, 2011. - С.37-39: ил.

➤ Чесноков И. Лайскому доку - 100 лет // Волна. - 2007. - 5 июня. - С.4.

➤ Быков Ю.В. Лайский судоремонтный завод (ОАО) // Поморская энциклопедия. - Архангельск, 2006. - Т.3: Экономика Архангельского Севера. - С.138-141.

Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. - Екатеринбург; Архангельск, 2003. - С.158-162: ил.

➤ Чесноков И. Лая - река известная: первому пароходному доку Архангельска исполнилось 90 лет // Архангельск. - 1997. - 29 мая. - С.4.

➤ Кичигин М. Лайский СРЗ: проблемы и решения // Морской флот. - 1986. - №9. - С.30-31: ил.

➤ Евдокимов А. Окрестности Архангельска. Лая // Природа и люди Севера. Сб. 1-й. - Архангельск, 1927. - С.25-32.

➤ Диц Ф.А. Бассейн р.Лаи. - Архангельск, 1923. - С.15.

➤ Правила пользования сухим доком Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства в г.Архангельске. - Архангельск, 1907. (Губерн. тип.). - С.1-9.


 

⇐ Вернуться к списку