электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Интересные факты

10.02.2020
Война. Запечатленные дни

На страницах «Правды Севера» директор института усовершенствования учителей Н. Уланов делится с читателями результатами работы школ Архангельской области за первые месяцы 1942 года. Проблем в начале учебного года было много, при этом одна из главных – кадровая, так как многие учителя были призваны на фронт. Но с трудностями удалось справиться, школы все-таки были укомплектованы преподавательскими кадрами.

 

Перед учителями встала новая задача: создать нормальные условия жизни и учебы для тех детей, которые приехали из прифронтовых областей: «Школьники по инициативе комсомольских и пионерских организаций развернули сбор одежды и учебников для эвакуированных, окружили их вниманием и заботой».

 

Ученикам начинают прививать оборонные и трудовые навыки. Война изменила и школьную программу.

 

«В 44 школе на уроках русского языка учительница тов. Аверкиева проводит большую воспитательную работу. В связи с чтением статьи «Челюскинцы», она поставила перед ребятами вопрос: кого у нас называют героем…»

 

«Учительница тов. Поповчева (г. Молотовск) сумела так построить урок географии с IV классе на тему «Транспорт в зоне смешанных лесов», что перед учащимися возникла яркая картина обороны Москвы…»

 

«Преподаватель географии тов. Шумилова (Черевковская НСШ) дала учащимся прочные знания и навыки в ориентировке на местности, в чтении плана и карты…»

 

Внеклассная работа была посвящена подготовке учащихся к летним сельскохозяйственным работам, обучению в пулеметных и гранатометных кружках. Отмечается, что в Молотовске 57 школьников не только ранее прошли обучение в школе противовоздушной и противохимической обороны, но и сами стали инструкторами ПВХО.

 

Учебные заведения все-таки старались работать в привычном режиме. В статье Н. Уланова есть место типичным школьным проблемам: организации буфетов, прогулам, плохой успеваемости. Но отмечаются и те, которые знакомы лишь школам того трудного военного времени: подготовка старшеклассников к отправке на фронт, организация интернатов для детей-беженцев, подготовка земельных участков для выращивания овощей для школьных обедов, разведение животных и птиц.

 

Библиография:

  

➤  Детство, опаленное войной 1941–1945 гг. / Арханг. гор. обществ. орг. «Дети, опаленные войной 1941–1945 гг.» ; [авт.-сост. Г. К. Лебедева]. – 2-е изд., испр. и доп. – Архангельск : [б. и.], 2006 (Правда Севера). – 381 с. : ил., фот.

 

➤ Уланов, Н. Школы в дни войны / Н. Уланов // Правда Севера. – 1942. – 31 марта (№ 76). – С. 3.

⇐ Вернуться к списку