электронная краеведческая библиотека
Русский Север

Памятные даты

29 июня 2020 года - 100 лет назад (1920) на промысел вышел рыбопромысловый траулер РТ-30, что положило начало созданию промыслового флота Северного бассейна – Архангельского тралового флота (АТФ) и тралового флота страны

Архангельский траловый флот – старейший промысловый флот на севере России. Организованный на базе национализированных предприятий и судов, тралфлот явился колыбелью промышленного лова на Севере страны. Свою историю он ведет с 29 июня 1920 года. В этот день в первый промысловый рейс под флагом РСФСР вышел паровой рыбопромысловый траулер РТ-30 (с 1921 года – «Лучинский»). Судном командовал капитан М. А. Викман, экипаж насчитывал 23 человека. Рейс продолжался более тринадцати суток, рыбаки добыли около трех тысяч пудов рыбы.

 

Этот памятный для рыбаков Архангельска день положил начало созданию советского промыслового флота Северного бассейна. Он традиционно считается днем образования первого государственного тралового флота России. Хотя есть мнение, что датой рождения АТФ следует считать 19 марта 1920 года, когда вышел приказ № 51 Архангельского губернского ревкома о национализации и передаче всего рыбопромыслового имущества в распоряжение Беломорского управления рыбными промыслами «Архобластьрыба» и подготовке флота к выходу в море на промысел рыбы.

 

Высокие результаты промысла в том памятном году показали и экипажи траулеров «Навага», «Зубатка», «Палтус» и «Камбала», которые один за другим ушли в Баренцево море. Архангельские суда выловили тогда 60 тысяч пудов морской рыбы. Это доказало перспективность промышленного тралового лова рыбы, споры по применению которого тянулись с конца XIX века.

 

Нелегок был труд рыбаков-первопроходцев. Первые траулеры флота были деревянные. К 1923 году у АТФ насчитывалось семнадцать морских паровых судов. Зимой местом их стоянки была Фактория, где были построены причалы, здания жирового цеха и сетевязальной мастерской. Вскоре у тралфлота появилась необходимость перехода на круглогодичную работу. Для этого нужна была база в незамерзающем порту Мурманск. Таким образом, в 1926 году архангельские рыбаки, пришедшие с траулерами на Мурман, стали костяком зарождающегося Мурманского флота.

 

Бурное развитие рыбной отрасли характерно для 1930-х годов. Рыбаки, охваченные порывом стахановского движения, добивались рекордных уловов, внося весомый вклад в дело обеспечения страны продовольствием. Но грянула Великая Отечественная война… Страна начала переводить экономику на военные рельсы. Мирным рыболовным траулерам пришлось встать на защиту рубежей нашей Родины. Из 493 рыбаков тралфлота, ушедших в море на войну, не вернулись 183. Три рыболовных траулера были потоплены.

 

Командующий Северным флотом адмирал А. Г. Головко в своих воспоминаниях писал: «Бывшие рыболовные траулеры, переоборудованные в военные тральщики и сторожевые корабли, оказали Северному военно-морскому флоту неоценимую поддержку и помощь тем, что четко несли дозорную службу, конвоировали транспортные суда, уничтожали минные поля противника…»

 

В последующие годы Архтралфлот оснащался новыми, хорошо оборудованными судами, район их плавания существенно расширился. 1950-е годы ознаменовались для АТФ пополнением мощных судов, оборудованных рыбопоисковыми, электронавигационными приборами, позволяющими успешно вести промысел. В начале 60-х годов флот пополнился крупнотоннажными судами – большими морозильными рыболовными траулерами, промыслово-производственными рефрижераторами. Появились суда-заводы, на борту которых имелись оборудованные рыбные фабрики с механизированными линиями для разделки рыбы, жиромучными установками, морозильными аппаратами. Суда были приспособлены для промысла донными и разноглубинными тралами на просторах Мирового океана.

 

Сегодня акционерное общество «Архангельский траловый флот» – современная рыбодобывающая компания с развитой инфраструктурой, одно из крупнейших предприятий северо-западного региона России. В Архангельске тралфлот имеет базу технического обслуживания судов с цехами и доком, 300-метровую причальную линию, грузовой участок с подъездными путями, складскими и холодильными помещениями, а также свой рыбоперерабатывающий завод.

 

Предприятие реализует продукцию на российском рынке, а также осуществляет экспортные поставки в страны Европы. Освоен выпуск рыбных деликатесов; их высокое качество ежегодно отмечается дипломами и грамотами на выставках «Сто лучших товаров России» и «Сто лучших товаров Архангельской области».

 

Библиография:

 

➤ Рыбацкая нива: к 100-летию Архангельского тралового флота : (рекомендательный библиографический список) / сост. Ф. С. Агапитов. – Архангельск, 2020. – 7 с.