электронная краеведческая библиотека
Русский Север
Поиск по каталогу

Историческая справка

Архангельский трамвай

Давайте воспоём трамваи дружно.
Пускай они продолжат с нами жить!
И вновь летит Трамвай по ржавым рельсам -
Во всей своей неброской красоте.
И без трамваев мы - куда не денься -
Наверное, уже совсем не те…

 

Сто лет назад, в разгар Первой мировой войны, в городе Архангельске было открыто регулярное трамвайное движение.


Вопрос о создании в Архангельске трамвайной линии возник еще в конце 19 века. В ноябре 1896 года состоялось заседание городской думы, где гласные впервые обсуждали эту исключительно важную для Архангельска тему. Однако до первого пуска трамвая история затянулась ровно на двадцать лет. Основной причиной, сдерживавшей строительство, было отсутствие в Архангельске достаточно мощной электростанции.

Только 21 мая 1913 года Архангельская городская дума приняла решение о создании в Архангельске трамвайного движения. Инициатором этого решения был тогдашний городской голова Яков Иванович Лейцингер. Работы по воплощению проекта в жизнь были поручены псковскому инженеру Константину Гавриловичу Репину. Строительные работы начались в 1914 году. 15 сентября 1914 умер Яков Лейцингер. Несмотря на смерть Лейцингера и начало Первой мировой войны, Константин Репин довел дело до конца.

Кроме того, Константин Репин дальновидно настоял на устройстве трамвайной широкой колеи, справедливо считая, что лучше сразу вложить несколько больше средств, чем в дальнейшем заниматься переделкой. И город от этого решения только выиграл, получив вполне современный и надежный трамвай.

В устройстве трамвая было применено и еще одно европейское новшество: левое движение вагонов при правом уличном движении. Благодаря этому число несчастных случаев с пассажирами было значительно ниже, чем при правостороннем движении. Направление трамвайного движения было изменено в 1927-1928 гг., чтобы не повторять порядок, принятый за границей.

Всего лишь через три года, 25 июня (12 - по ст. ст.) 1916-го, состоялся пуск трамвая в Архангельске. На тот момент это было вершиной технического прогресса на Севере. Долгое время трамвайная система Архангельска являлась самой северной.

Изначально протяженность трамвайного пути была немногим менее пятнадцати километров. Маршрут охватывал центральную часть города от улицы Архиерейской (сейчас это улица Урицкого) до общины Красного Креста (теперь – улица Суворова). Одновременно было построено трамвайное депо и тяговая подстанция, подвижной состав представляли 16 пассажирских и один снегоочистительный вагоны, а также две вагонетки, которые использовались для перевозки грузов по городу.

Как только строительство завершилось, инженер Репин уехал, а начальником Архангельских городских электрических предприятий стал его помощник, Фридрих Адамович Диц. Именно он в 1919 году разработал проект благоустройства города с развитием трамвайной сети и электрического освещения. Кстати, архангельский трамвай – единственный в нашей стране, не останавливавшийся в годы революции и Гражданской войны ни на один день. Каждая власть пыталась спасти трамвайную сеть (например, во время интервенции, трамваи водили американские солдаты, поскольку архангельские вагоновожатые устроили забастовку). Трамвайная система стала лучшей в РСФСР по итогам Первой Всероссийской трамвайной конференции, которая состоялась в Москве в декабре 1922 год. Эти факты несомненно вызывают уважение как к руководителям городским коммунальным хозяйством того времени, так и к простым служащим, каждый день, несмотря на социальные потрясения, выполнявшим свою такую нужную для архангелогородцев работу.

В период с 1920 года и до начала Великой Отечественной войны было приложено немало усилий для дальнейшего развития трамвайного движения. В соответствии с планом Дица трамвайные пути были проложены до лесозавода «Красный Октябрь», построены транспортные ветки в Соломбалу, Маймаксу и до Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината. Значительно обновился и парк вагонов, количество которых было доведено почти до 80 единиц. Стоит отметить, что в 1930-40-е годы трамвай по Архангельску возил не только и не столько пассажиров. Именно этим видом транспорта осуществлялся большой объем грузовых перевозок. Главными грузами были отходы лесопильных заводов, которые доставлялись в качестве топлива в городские бани и на электростанцию. Производились также перевозки строительных материалов, для чего к строящимся объектам сооружались временные трамвайные пути.

Огромная нагрузка легла на Архангельскую городскую железную дорогу в годы войны. Трамваи перевозили не только людей, но и грузы. В связи с этим поздней осенью 1942 года Управление АГЖД (Архтрамвай) довело до сведения населения о ликвидации некоторых трамвайных остановок.

По напечатанным в газете «Правда Севера»  за 6 апреля 1975 г. воспоминаниям работника АГЖД, инженера Бориса Ивановича Шульги, почти 40 лет проработавшего в управлении Архтрамвая, автотранспорта в военном Архангельске не хватало, на счету был каждый вагон, трамвай использовался и для грузоперевозок.

"Приходилось снимать с линии пассажирские вагоны. В отдельные дни мы с трудом могли выпустить в город 2-3 поезда, и они ходили, обвешанные со всех сторон пассажирами". К тому же, с уходом из АГЖД на фронт многих квалифицированных работников резко усложнилось и без того сложное положение с транспортным обслуживанием горожан.

В послевоенный период объем трамвайных перевозок продолжал возрастать, подвижной состав не только пополнялся, но и обновлялся. К началу 1970-х в Архангельском трамвайном парке было уже почти 90 пассажирских вагонов, а общая протяженность маршрутов составляла более 40 километров. 

В начале XXI века для трамвая наступили тяжёлые времена. Сначала, в мае 2002 года, трамвай перестал ходить из центральной части города в Соломбалу. Произошло это, как информировали официальные источники, из-за плохого технического состояния Кузнечевского моста. В октябре того же года были ликвидированы маршруты, связывавшие Соломбалу с Маймаксой и Сульфатом. В мае 2003 года было прекращено движение трамвая по Троицкому проспекту. Такое решение городские власти мотивировали тем, что тяжелые трамвайные вагоны разрушают дорожное полотно и мешают автомобильному потоку.

13 мая 2003 года Олег Нилов, занимавший на тот момент пост мэра г. Архангельска, закрыл единственный рентабельный трамвайный маршрут № 1. После этого закрытие всей системы стало неизбежным. Еще через год, в июле 2004 года энергетики отключили за долги последний в городе трамвайный маршрут, курсировавший от улицы Урицкого до 2-го лесозавода. Архангельский трамвай, так любимый многими поколениями архангелогородцев, прекратил существование, не дотянув два года до своего 90-летия.

Сгустились сумерки над городом туманным
И на дорогах – отблеск фонарей
Но до сих пор я помню звон трамвая
Ходившего по улице моей

И в рокоте машинного потока
В смешеньи звуков, шумов и речей
Мне слышится, как прежде, звон трамвая
Ходившего по улице моей

На улице упорно вижу рельсы
И остановку, и вагон на ней
Ведь сохранилась ностальгия по трамваю
Ходившему по улице моей

Прислушайся, и в суете минутной
Ты сам почувствуешь, как звонкий смех детей,
Звонок того  последнего трамвая,
Прошедшего по улице твоей.

 

Библиография Ссылки Фотографии Видео