Флотилия Северного Ледовитого океана
Флотилия Северного Ледовитого океана сформирована согласно Высочайше утверждённому приказу от 19 июля 1916 года для обеспечения и охраны грузовых перевозок в период Первой мировой войны через северные русские порты.
В состав флотилии вошли не только военные корабли, но и вспомогательные суда, в том числе – ледоколы.
25 ноября (ст.ст.) 1916 года был создан штаб ФСЛО – организация, которая впервые в истории мореплавания выполняла формирование и координацию движения караванов кораблей и судов в ледовых условиях. Создание ледокольной флотилии обеспечило беспрепятственную доставку грузов в Архангельский порт в зимний период.
С 1914 г. министерство торговли и промышленности стало приобретать за границей ледоколы и ледокольные пароходы. Всего за время войны было куплено и построено 20 таких судов (6 морских ледоколов, 7 портовых ледоколов и 7 ледокольных пароходов). Первым был приобретен у канадского правительства ледокол (ледорез) «Эрл Грей», переименованный в «Канаду». С помощью этого ледокола в первую зимнюю навигацию удалось провести во льдах 146 грузовых пароходов и продлить навигацию на Белом море до января 1915 г. Затем в Канаде же были приобретены ледокольные пароходы «Линтроз» (переименован в «Садко»), «Брюс» («Соловей Будимирович») и ледокол «Минто» («Сусанин»). Все они прибыли на Север в течение 1915 года.
Первый опыт зимней навигации на Белом море показал, что движение за ледоколами обычных грузовых пароходов, особенно в забитом льдами Горле Белого моря, небезопасно. Поэтому было решено приобрести специальные грузовые пароходы с усиленной прочностью корпуса и ледокольным образованием форштевня. В 1915 г. в Англии был куплен пароход «Айсланд» (переименован в «Семен Челюскин»), а в Канаде – готовые пароходы «Беотик» («Георгий Седов»), «Адвенчур» («Семен Дежнев»), «Бонавенчур» («Владимир Русанов») и «Беллавенчур» («Александр Сибиряков»). Все эти пароходы прибыли в Архангельск в конце 1915 г.
Первое время ледокольные суда (кроме «Эрл Грей») ходили под своими старыми названиями. Но в январе 1916 года морской министр возбудил перед министерством торговли и промышленности ходатайство «…о наименовании купленных ледоколов и ледокольных пароходов, носящих иностранные названия, <…> именами русских богатырей…». К августу 1916 года ледокольные суда получили новые названия.
Покупка за границей ледоколов оказалась трудным делом. Во-первых, там не было достаточного количества подходящих судов и, во-вторых, судовладельцы под различными предлогами отказывались продавать такие суда. Поэтому было решено заказать в Англии новые ледоколы «Илья Муромец», «Князь Пожарский», «Козьма Минин», «Св. Александр Невский». Помимо морских, в Англии заказали еще пять портовых ледоколов.
Кроме того, для флотилии Северного Ледовитого океана морским министерством был заказан в Англии ледокол «Святогор» («Красин») и приобретен «Микула Селянинович» (бывш. «Дж. Д. Хейзен»).
Покупка судов и решение о переводе на Север некоторых судов Сибирской флотилии, напр. крейсера "Варяг", сделало реальным вопрос о создании флотилии Северного Ледовитого океана. Создание ледокольной флотилии в свою очередь обеспечило беспрепятственную доставку срочных грузов в Архангельский порт.
Материал подготовлен Владимиром Соколовым, участником группы «Отдел краеведения «Русский Север».1898» по книгам военно-морского историка, писателя, инженер-капитана 1 ранга Николая Александровича Залесского.