21 января 2017 года - 135 лет со дня рождения Павла Александровича Флоренского (1882-1937) - священника, философа и богослова, ученого-энциклопедиста
"Необычайна разносторонность талантов и творческих интересов этого российского энциклопедиста XX века. Начав свой творческий путь с выдающихся богословских сочинений, он затем обратился к познанию путей Божественного Промысла в материальном мире и в истории человеческой культуры. Многочисленные публикации и исследования церковных и светских ученых всего мира свидетельствуют о том, что жизнь, личность и творчество отца Павла имеют общекультурное и общецерковное значение", - писал десять лет назад в предисловии к книге "Обо мне не печальтесь..." Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Судьба Павла Флоренского была предопределена его верой во Христа и саном священника Русской Православной Церкви, религиозно-философским мировоззрением. Первый арест отца Павла был произведен 21 мая 1928 года в связи с так называемым "сергиевопосадским делом". Далее - аресты, лагеря...
С 15 ноября 1934 года отец Павел - заключенный Соловецкого лагеря особого назначения. В воспоминаниях солагерников он запечатлен как человек "необычайно доброжелательный к окружающим, готовый поделиться с нуждавшимися и пайкой хлеба, и своими знаниями, а с теми, у кого открыто сердце, - словом Божиим".
"...Стараясь быть всегда самим собою, - пишет Наталья Бонецкая, автор книги о Павле Флоренском "Русский Фауст XX века", - он явил во всей полноте собственный духовный тип. Он не "отсекал" своих дарований, подобно подвижникам-аскетам, и жил в русле судьбы, прорабатывая все свои личностные возможности. Факты его жизни говорят о том, что он исполнил свой внутренний закон".
До Соловков, в 1933-1934 гг., Павел Флоренский работал на мерзлотной научно-исследовательской станции, где получил ценные научные результаты. В Соловецком лагере отец Павел, "не снявший с себя сана", - специалист по производству йода и агар-агара из водорослей. На лагерном заводе йодной промышленности, разрабатывая технологию добычи йода, он сделал ряд научных открытий, более десятка из которых были запатентованы.
Во время летних экспедиций в Белое море и на Соловки с Павлом Александровичем несколько раз встречалась Ксения Петровна Гемп. Она свидетельствует, что исследования ученого по йоду имели государственную значимость. Их беседы носили научный, профессиональный характер.
Сохранились письма Флоренского из Соловков родным. "В общем все ушло (всё и все), - писал он в одном из последних писем от 3-4 июня 1937 года. - Последние дни назначен сторожить по ночам в б. Йодпроме произведенную нами продукцию. Тут можно было бы заниматься.., но отчаянный холод в мертвом заводе... Доносятся тревожные крики чаек. И всем существом ощущаю ничтожество человека, его дел, его усилий".
У Павла Александровича была возможность выехать в Чехию, где он мог воссоединиться со своей семьей, но, "будучи пастырем добрым и верным", он избрал Родину, "он хотел до конца и во всём разделить судьбу Церкви и народа Божия". Как написал известный богослов Сергий Булгаков, "жизнь ему как бы предлагала выбор между Соловками и Парижем, но он избрал... родину, хотя то были и Соловки..."
25 ноября 1937 года постановлением особой тройки УНКВД по Ленинградской области Павла Флоренского приговорили к расстрелу, и 8 декабря 1937 года он был расстрелян как «руководитель национал-фашистской организации «Партия возрождения России». Место захоронения - не известно.
Письма из Соловков:
➤ Флоренский, П.А. Сочинения: в 4 т. / П.А.Флоренский; [сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С.Трубачева) и др.]. - М., 1998. - Т.4: Письма с Дальнего Востока и Соловков. - 795, [1] с.: ил. - (Философское наследие; т.127).