7 августа 2020 года - 100 лет назад (1920) из Архангельска к устьям сибирских рек отправилась Первая Карская экспедиция, организованная с целью доставки продовольствия из Сибири в голодающие районы Европейского Севера
К 1920 году промышленность, транспорт и сельское хозяйство на территории Европейского Севера России продолжали находиться в очень тяжелом состоянии. Остро ощущался недостаток даже в самых необходимых продуктах и товарах: хлебе, мясе, одежде и обуви. В этих условиях было решено отправить морскую экспедицию в Сибирь. Так началась история Первой Карской экспедиции, или, как окрестили ее жители Архангельска, Карской хлебной экспедиции.
Управлению морского транспорта Белого моря и Северного Ледовитого океана (Беломортран) было поручено подготовить флот, укомплектовать его кадрами и снарядить всем необходимым. Основные работы по подготовке были возложены на начальника Беломортрана В. Н. Черкасова, комиссара Ф. И. Крылова, начальника Морских сил Севера В. Н. Варваци и комиссара С. П. Лукашевича. Подготовить и осуществить речную часть экспедиции было поручено Комитету Северного морского пути, который был создан в апреле 1920 года при Сибревкоме. Гидротехническое обслуживание судов возлагалось на корабли гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, в проводка их в устья рек Обь и Енисей, проведение промеров, установка вех, створов на фарватерах и рейдах (в районе Обской губы и Енисейского залива) на Обь-Енисейский гидрографический отряд. Всю экспедицию непосредственно возглавили полярный капитан Михаил Васильевич Николаев и комиссар Семен Васильевич Киселев.
Вскоре началась трудная работа по снаряжению экспедиции. Был необходим уголь, продовольствие, обмундирование. Для обеспечения судов углем было принято решение организовать его «добычу» с пароходов, затопленных немецкими подводными лодками в Белом море в 1915 году.
Также надо было найти и отремонтировать суда для предстоящего похода. Основная работа по ремонту судов была выполнена Соломбальским судоремонтным заводом («Красная кузница»). «После окончательного уточнения объема перевозок грузов – 600 тысяч пудов – был определен состав экспедиции <…> В число [судов] вошли ледокольные пароходы «Г. Седов», «А. Сибиряков», «В. Русанов», «Соловей Будимирович», пароходы «Илья», «Пролетарий», «Колгуев», «Кереть» и другие, а также три лихтера и парусное судно «Катанга».
Многие участники Первой Карской экспедиции затем стали знаменитыми ледовыми капитанами. Например, капитаном парохода «Пролетарий» был Владимир Иванович Воронин, ледокольного парохода «В. Русанов» – Дмитрий Тимофеевич Чертков, парохода «Илья» – Николай Максимович Сахаров.
7 августа 1920 года жители Архангельска провожали в путь первый отряд экспедиции в Сибирь. «Немало трудностей выпало на долю первопроходцев: штормовая погода, густые туманы, плавающие льды <…> Из пятнадцати транспортов экспедиции, принадлежащих Беломортрану, только пять имели радиостанции и лампочки для сигнализации азбукой Морзе. С остальными судами переговоры можно было вести только флагами в светлое время. На семи судах не было электрического освещения».
Первый отряд Карской экспедиции успешно продвигался по курсу: 12 августа достиг Югорского Шара, 13 августа вышел в Карское море, а утром 18 августа успешно достиг конечного пункта – бухты Находка. 30 августа в Находку прибыл уже второй отряд экспедиции, вышедший из Архангельска на две недели позже первого. Погрузка судов осуществлялась круглые сутки. «19 сентября все работы были закончены. На морские суда в бухте Находка моряки погрузили 521,2 тысячи пудов пшеницы, 5,4 тысячи пудов пшена и 58,4 тысячи пудов экспортных грузов – пушнины, шерсти и других». Вскоре суда Первой Карской экспедиции отправились в обратный путь.
Итоги экспедиции в Сибирь обсуждались на заседании президиума Архангельского губисполкома 8 октября 1920 года. Результаты ее были признаны блестящими. В 1921 году, благодаря успешному проведению Первой, в путь отправилась уже Вторая Карская экспедиция.
Библиография:
➤ В разные века и годы : 95 лет назад, 7 августа 1920 г., из Архангельска к устьям сибирских рек Оби и Енисея вышел отряд Первой Карской экспедиции, целью которой было вывезти хлеб из Сибири для голодающих районов Европейского Севера... // Домашняя жизнь. – 2015. – 3 авг. (№ 32). – С. 3 : фот. – (Наш календарь).
➤ Куратов, А. Карские экспедиции 1920–1921 // Поморская энциклопедия. – Архангельск, 2001. – Т. 1: История Архангельского Севера. – С. 182.
➤ Первые Карские // Архангельск, 1584–1984: фрагменты истории. – Архангельск, 1984. – С. 187-191.
➤ Селезнев, С. Карская хлебная экспедиция 1920 года // Север. – 1967. – № 5. – С. 96-102.
➤ Сибирцев, Н. Северный морской путь и Карские экспедиции / Н. Сибирцев, В. Итин ; с предисл. и под ред. Б. В. Лаврова. – Новосибирск, 1936. – С.64-68.
➤ Тенетов, Е. Как красные у белых хлеб покупали : оказывается, знаменитые Карские экспедиции, положившие начало регулярному движению грузов по Севморпути, начались с переговоров «красного» Архангельска и «белого» Омска об обмене сибирского хлеба на промтовары и сельхозинвентарь / Е. Тенетов // Ла плюс. – 2018. – № 1 (янв.-февр.). – С. 24-26, 28 : фот. – (История).