11 августа 2020 года - 120 лет со дня рождения Александра Васильевича Мосолова (1900–1973), советского композитора, в 1964–1973 гг. жившего и работавшего в Архангельске (29.07. – ст.ст.)
На одном из домов на Набережной, в центре Архангельска, установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1964 по 1973 год жил и работал известный советский композитор Александр Васильевич Мосолов (1900–1973)». Имя Александра Мосолова вошло в золотой фонд советской музыкальной культуры. С городом Архангельском были связаны судьбоносные события его творческой и личной жизни.
Александр Васильевич родился 11 августа 1900 года в городе Киеве, но уже в раннем детстве с семьей переехал в Москву. Его отец был адвокатом, мать – певицей в Большом театре.
В 1918 году Александр Васильевич добровольцем вступил в Красную Армию, сражался в кавалерийском полку. После контузии он возвратился в Москву и поступил в Московскую консерваторию. Его учителями были такие выдающиеся композиторы как Рейнгольд Глиэр и Николай Мясковский.
В 1920-х гг. Александр Мосолов состоял в Ассоциации современной музыки и снискал репутацию одного из самых радикальных представителей авангардного направления в советской музыке. Среди созданных им первых крупных сочинений – симфонический эпизод «Завод», «Детские сценки» и «Газетные объявления». Пьеса «Завод» принесла композитору международную известность. В ней он использовал в качестве музыкальных инструментов листы железа и арматуры.
На его дальнейшую судьбу наложила отпечаток непримиримая борьба между двумя творческими организациями: АСМ (Ассоциация Современной Музыки) и РАПМ (Российская Ассоциация Пролетарских музыкантов). В первую входили все крупнейшие музыканты страны, в том числе и Александр Васильевич. Вторая состояла в основном из чиновников сферы культуры. Внешней задачей РАПМ была «очистка» музыкального быта советского человека. Отсюда борьба с джазом, фабрично-заводской музыкальной культурой.
С 1927 года началась травля Мосолова со стороны деятелей Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). Его произведения перестали исполняться и печататься. С официальных трибун Мосолова называют «классовым врагом». В ноябре 1937 года Александр Васильевич был арестован, обвинен в антисоветской пропаганде и осужден на 8 лет лагерей. Письмо Михаилу Калинину учителей Мосолова Рейнгольда Глиэра и Николая Мясковского, вероятно, содействовало освобождению Александра Васильевича в августе 1938 года, но ему было запрещено проживание в Москве, Ленинграде и Киеве.
Травля и репрессии оказали решающее влияние на творчество Александра Мосолова. Авангардистский период остался в прошлом. В 1949 году композитор отправляется на Кубань – собирать казачий музыкальный фольклор для новых произведений.
В 1964 году судьба привела его в Архангельск. Встреча с Ниной Константиновной Мешко, руководителем Северного народного хора, впоследствии ставшей женой композитора, обратила интересы Мосолова к сочинениям для хоров – академических и народных. Композитор создал целый ряд произведений для Государственного академического Северного русского народного хора. Песни «Не было ветру», «Вдоль по морю», «Расставанье у березки», три произведения на стихи Сергея Есенина вошли в золотой фонд репертуара коллектива. Последним значительным сочинением композитора стала 5-я симфония для большого оркестра (1965), посвященная Нине Константиновне Мешко. Она вспоминала: «Он мне пел музыку. Гуляем, он остановится, обнимет меня... и напевает. Иногда весь день бормотал музыку… уходил к себе, запирался и не выходил несколько дней – сочинял».
Александр Васильевич умер в 1973 году после болезни, похоронен в Москве на Введенском кладбище.
При жизни композитора его ранние новаторские работы никогда не издавались и не записывались. Однако впоследствии его произведения «авангардного» периода стали изучать и исполнять не только в России, но и за рубежом. Жителям Русского Севера он памятен и особенно дорог тем, что благодаря ему и его супруге Нине Мешко традиционная культура нашего края стала известна России и всему миру.
Библиография:
➤ А. В. Мосолов : статьи и воспоминания / сост. Н. К. Мешко. – Москва : Советский композитор, 1986. – 207 с. : ил.
➤ Беднов, А. В. Между авангардом и фольклором : композитор Александр Мосолов работал в Поморье / Анатолий Беднов // Архангельск. – 2020. – 14 мая (№ 17). – С. 27 : фот.
➤ Ирха, Е. Не уступал в славе даже Шостаковичу : концерт к 100-летию композитора А. Мосолова / Е. Ирха // Архангельск. – 2000. – 6 дек. – С. 2.
➤ Мосолов Александр Васильевич // Поморская энциклопедия: в пяти томах. – Архангельск, 2012. – Т. 4 : Культура Архангельского Севера. – С. 339 : портр.
➤ Преловская, Е. Творец «адского грохота» и изумительно красивой музыки жил в Архангельске и писал для Северного хора / Елена Преловская // Правда Севера. – 2000. – 24 нояб. – С. 7.
➤ Тенетов, Е. Кто вы, Александр Мосолов? / Евгений Тенетов // Ла плюс. – 2010. – № 6. – С. 24-25 : портр.