электронная краеведческая библиотека
Русский Север
Поиск по каталогу

Интересные факты

21.04.2021
Холодильник на Северной Двине

Благодарим за предоставленный материал историка Л. В. Гундакову


Изучая архивные материалы, Людмила Викторовна Гундакова проследила историю строительства и ремонтов комплекса причалов, расположенных на береговой полосе города Архангельска между улицей Серафимовича и площадью Профсоюзов и ранее принадлежащих Архангельскому морскому порту.


В ходе исследования этого вопроса ей удалось выяснить, что история появления этих сооружений непосредственно связана со строительством холодильника – рыбного склада в 1914–1915 годах, необходимого для дальнейшего успешного развития Архангельского порта.


В Государственном архиве Архангельской области исследователем найдены документы, относящиеся к начальному этапу – выделению участка городской береговой земли для строительства дамбы холодильника.


Одним из условий преобразования Архангельского порта в современный благоустроенный порт в начале XX века считалось строительство холодильника с собственным причалом. «…Управление работ, – писал в 1908 году его начальник инженер путей сообщения С. В. Кирпичников, – проектирует устройство в Архангельске рыбного склада – холодильника вместимостью на 300000 пудов рыбы и стоимостью около 300000 рублей...»


К концу 1911 года проект был разработан и утвержден Министерством торговли и промышленности. Автор проекта – Петр Герардович Минейко, инженер путей сообщения, позднее, начальник Управления работ по улучшению Архангельского порта. По проекту здание холодильника предполагалось построить шестиэтажным, с особым отделением, главным образом, для свежей рыбы. Температура в хранилище –18 градусов, в остальных помещениях – около нуля. Холодильник должен был снабжен двумя элеваторами.


В. Хвостенко в статье «Какой нужен Архангельску холодильник?», опубликованной в «Архангельских городских известиях», писал: «Для Архангельска этот холодильник представляет интерес потому еще, что он обойдется недорого, вероятно, лишь незначительно превысив смету, назначенную для холодного устройства при мясных рядах. Убивать же деньги на погреба-ледники, которые имеются и теперь в некоторых лавках – не стоит овчинка выделки».


То есть, устройство этого сооружения в то время являлось насущной необходимостью. Но только после многих согласований в трудных условиях военного времени, предъявлявшего особые требования к морскому порту, П. Г. Минейко сумел завершить строительство холодильника. Осенью 1914 года здание было построено. Вместо шестиэтажного по проекту, было построено трехэтажное каменное здание на бутовом фундаменте, с машинным отделением, с бетонными междуэтажными перекрытиями по железным балкам, деревянными стропилами и железной крышей.


В июне 1915 года, в ответ на запрос заведующего рыбными промыслами Архангельской губернии, было написано: «В настоящее время совершенно закончена установка холодильных машин, задержанная обстоятельствами военного времени…» Строительство первого промышленного холодильника в городе финансировало Министерство торговли и промышленности, но он находился в ведении Управления Архангельского торгового порта.


«Это был особо мощный смешанный тип холодильника-ледника со специальными машинами для поддержания необходимой температуры, полученными по договору с фирмой «Франц Круль и Ревеле», – пишет краевед Е. Н. Корницкая в своей книге «Сказы недосказанные».


С постройкой здания холодильника летом 1916 года начались работы по устройству его дамбы. Строительство дамбы и ее ковшей, оборудование причалов в 1917–1918 годах также происходило под руководством П. Г. Минейко. Сохранились чертежи причальных конструкций. По архивным документам удалось проследить и владельцев причалов в разные годы, а также описания их ремонтов.


Холодильник до 1919 года эксплуатировался Архангельским портом как рыбный склад. С марта 1920 года находился в ведении Архангельского губпродкома, с августа 1920 года – Архгубпродкоммуны, с 1923 года – уполномоченного «Мясохладобойни» по Архангельской губернии. В ноябре 1936 года, после нескольких реорганизаций, перешел в подчинение «Архмясопромтреста» «Главмясо» Наркомпищепрома РСФСР. Решением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1953 года ликвидирован; на правах холодильного цеха вошел в состав Архангельского мясокомбината.


Постановлением администрации Архангельской области от 13 августа 1998 года № 207 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области» причалы в составе комплекса причалов Архангельского морского торгового порта «Правый берег» под № 15 были приняты на государственную охрану.


Здание Холодильника вполне соответствовало параметрам памятника истории и промышленной архитектуры, но в 2014 году оно было разрушено.

 

Библиография:

  

➤ Архангельская летопись: […] К устройству холодильника // Архангельские городские известия. – 1912. – № 7-8. – С. 54-55.

 

➤ Архангельская летопись: […] О холодильнике // Архангельские городские известия. – 1912. – № 5-6. – С. 59-61.

 

➤ Архангельская летопись: […] Холодильник в Архангельске // Известия Арханг. гор. обществ. управления и врачеб.-санит. дело в Арханг. губ. – 1911. – № 2. – С. 103-105.

 

➤ Кирпичников, С. В. Пояснительная записка к проекту улучшения Архангельского порта / сост.  нач.  работ Арханг.  порта инж. путей сообщения С. В. Кирпичниковым. – Архангельск, 1908. – С. 49.

 

➤ Корницкая, Е. Н. Сказы недосказанные. – Архангельск, 2018. – С. 129.

 

➤ Хвостенко, В. Какой нужен Архангельску холодильник? // Архангельские городские известия. – 1914. – № 1. – C. 33-41.

 

⇐ Вернуться к списку