22.02.2022
От моделей – к судам
О деятельности училища пишет газета «Северный комсомолец» за 1955 год:
«В прошлом году Лимендское ремесленное училище № 3 отметило свой 25-летний юбилей. Созданное четверть века тому назад, училище является подлинной кузницей кадров молодых рабочих. Отсюда вышло более трех тысяч слесарей-судомонтажников, токарей, электросварщиков, судокорпусников, машинистов.
Ремесленники под руководством опытных преподавателей и мастеров В. И. Тюлюбаева, П. К. Заозерского, М. И. Бральника, Б. И. Коломинова упорно изучают специальные предметы, в мастерских добиваются прочных навыков строительства пароходов, теплоходов, барж. На практических занятиях будущие рабочие изготовляют различные приборы и наглядные пособия. В подарок комсомольцам, поднимающим целину, в прошлом году были отправлены сумки с набором слесарных инструментов.
Издавна повелась дружба между Лимендским судостроительно-судоремонтным заводом и училищем. Все заводские новости очень интересуют молодежь.
Когда завод перешел на секционный метод сборки судов и широко применил электросварку, ремесленники-кружковцы изготовили макет плоскостной секции теплохода. После из отдельных секций была собрана модель буксирного парохода «Олег Кошевой». По инициативе мастера П. К. Заозерского был организован еще один технический кружок. Его участники создали модель гребного колеса новейшей конструкции. В изготовлении активное участие принимали комсомольцы Александр Цветков, Леонид Ширлыков, Иннокентий Калинин.
Позже была сделана цельнометаллическая сварная модель крейсера «Яков Свердлов». Модель этого судна, длиною в два метра, шириной по среднему шпангоуту 20 сантиметров, теперь стоит под стеклянным колпаком, вызывая восхищенные взгляды приходящих в училище новичков.
Так ремесленники начали увлекаться моделированием. Для того, чтобы построить простую модель, нужно много знать. При изготовлении моделей судов на практике применяются знания, полученные при изучении материаловедения, электротехники, технологии металлов, черчения, математики.
Завод сейчас осваивает серийное производство новых буксирных теплоходов, специально приспособленных для вождения барж методом толкания. С заводского стапеля сходит буксир за буксиром. В одной из комнат училища комсомольцы Виктор Петровский, Евгений Тучнолобов и другие под руководством Клавдия Александровича Суханова заканчивают строительство модели того же буксира в одну десятую натуральной величины. Модель – действующая: в машинном отделении ее стоят два электромотора.
Скоро ремесленники будут строить не модели, а настоящие речные пароходы и баржи».
Библиография:
➤ Сахновский, Н. От моделей – к судам / Н. Сахновский ; фото Е. Соколова // Северный комсомолец. – 1955. – 17 июля (№ 85). – С. 3. : фот.