Кириллов А. Подвижники благочестия, почивающие в усыпальнице Антониево-Сийского монастыря // Архангельские епархиальные ведомости. – 1895. – № 17. – С. 469-474.

      «Незабвенную память своими благотворениями обители преподоб. Антония оставил по себе смиренный инок Паисий, закончивший свое земное служение в звании патриаршего казначея. Он был сын соборного священника Сийского монастыря Мефодия, с юных лет жил он в монастыре и измлада таким образом напитался духом монашества и возлюбил его. Несомненно, что особенно благотворное влияние в этом отношении имел на Паисия благопопечительный игумен Феодосий, в числе учеников которого он был. Проходя различные монастырские послушания, Паисий долгое время состоял келарем обители. В 1664 году он был пострижен игуменом Феодосием в монашество и до конца дней своих пребывал в скромном звании простого инока, не ища по своему смирению иерархических степеней.
      Указом патриарха Иоакима от 30 июля 1676 г. инок Паисий был назначен на должность патриаршего казначея. Это назначение, разлучавшее самого Паисия с любимою им обителию преп. Антония, в которой он, можно сказать, вырос и воспитался «в мужа добраго жития и смысла», для самой обители имело очень важное значение. В лице казначея Паисия, занявшего видное положение, обитель получила теперь, с одной стороны, сильного ходатая и заступника перед имеющими власть в самой столице, а с другой – и щедрого «строителя» (это наименование, приписанное в памятной книге о. Паисию, вероятно, усвоено ему на основании вкладных книг, где все пожертвования его записываются «на строение монастыря»), который, не ограничиваясь личными пожертвованиями, привлекал обители многих других жертвователей и до самой кончины своей непрестанно заботился о благоустройстве воспитавшей его обители. А в этом, как мы видели в жизнеописании блаж. Феодосия, обитель Сийская весьма много нуждалась после пожара 1658 года. Чтобы видеть, как много пожертвований лично от себя присылал он «на строение монастыря» и как много привлекал других жертвователей на это дело из московских служилых и торговых людей, достаточно только бегло просмотреть книгу вкладов Сийского монастыря за 1680 – 1695 гг., где наряду с пожертвованиями денежными в значительных суммах записаны пожертвования церковною утварию и хлебными продуктами. Вот почему во вкладной на 300 рублей, выданной Сийским монастырем казначею Паисию еще в 1680 году, сказано было, что «он монах Паисий, жаловал во всяких монастырских нуждах, вспомогал и заступал и на судах денег давал окупать монастырские долги, так что исчислить благих его к обители сей не можно, Сам Бог да возмерит». В последующие за этим годы его деятельность приняла еще более широкие размеры, и благодаря ему в эти годы обитель после пожара украсилась несколькими каменными зданиями. Его иждивениями построен был двухэтажный настоятельский корпус (в 1685 г.), другой каменный корпус в связи с надвратной церковию преп. Сергия (архиерейский) и третий – двухэтажный братский корпус (ныне одноэтажный) к западу от собора. В это же время монастырская колокольня обогатилась новым благозвучным 300-пудовым колоколом (из средств о.Паисия на этот колокол употреблено 606 рублей – 453 за медь в дополнение к монастырской и 153 рубля – за отливку колокола), а ризница монастырская и книгохранилище – дорогими облачениями, напрестольными евангелиями и другими ценными книгами.
      До сих пор в Сийской обители сохраняются эти ценные дары о.Паисия. Упомянем некоторые из них. В 1683 году казначей Паисий устроил для монастыря большое напрестольное Евангелие, украшенное дорогими камнями. На верхней сребропозлащенной доске евангелия в изображении Воскресения Христова находятся яхонтовые искорки и жемчуг в венце Спасителя, по углам изображения евангелистов с мелкими изумрудами и яхонтами; сверх этих украшений на верхней же доске два больших изумруда. Вокруг доски помещена надпись, свидетельствующая о том, что это дар Паисия. Стоило оно по тому времени 200 рублей.
      Более ценный дар представляет другое евангелие, отличного полууставного письма, с таковыми же миниатюрами на полях, соответствующими содержанию, со святцами в конце его. Это евангелие, называемое «апракос», начинаясь чтением пасхальным, заключает в себе ряд евангельских чтений на все дни в порядке года церковного. Письмо евангелия до настоящего времени поражает своею свежестью, а особенно ценны и представляют верх совершенства расположенные в тексте и на полях евангелия и святцев многочисленные миниатюры, числом свыше 2130. По свидетельству ученых археологов (проф. Н.В.Покровский), это редчайший образец евангелия апракос, приготовленного в Москве во 2 половине XVII века. Насколько ценил этот дар многоценный сам жертвователь, видно из надписей по листам книги, в которых он всякими клятвами заклинает не брать этой книги из монастыря преп. Антония, чтобы она была непререкаемою собственностью монастыря навеки.
      Кроме этих пожертвований, хранящихся ныне в ризнице монастыря, имеются в монастырской библиотеке и другие книги, оставшиеся от о.Паисия. Например, 10 рукописных хронографов, содержащих в себе историю всемирную и российскую, псалтирь толковая и др.
      Благоустрояя родную обитель свою через материальные пожертвования, инок Паисий стремился также поднять ее значение среди других монастырей Севера и в церковном отношении. В этом смысле имеет немаловажное значение совершившееся в 1692 году, несомненно, не без его ходатайства пред патриархом Адрианом, учреждение в Сийском монастыре архимандрии. С грамотою патриарха, которою последний благословлял в Антониево-Сийском монастыре «от сего времени впредь на будущая лета быти архимандрии», в вышеуказанном году сам о.Паисий прибыл в обитель, и преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский, 31 июля поставил в архимандриты из постриженников Сийского монастыря ученика игумена Феодосия, казначея иеромонаха Никодима. (Любопытны дары, которые "пожаловал о.Паисий к поставлению во архимандрита отца Никодима в поднос к преосвященному архиепископу: кубок серебряный чеканный чашуйчатый весь золочен, весом 1 ф. 88 зол., камки лауданы вишневые 14 аршин, отласу осиновым цветом 10 арш., тафты струйчатыя 6 аш. И всего даяния на 37 рублев 26 алт. 4 дньги"). Для нового архимандрита казначей Паисий привез с собою и архимандричью шапку, украшенную иконами и обложенную резным серебром и золотом с камнями, жемчугом и пухом. (В этот же приезд в монастырь он пожертвовал ризы обьяри серебряной, серебряную стопу золоченую совне, весу 1 ф. 5 зол.; два ковра персидских, 12 книг миней месячных, 100 р. денег на каменное строение и оставил в дар чеыре сундука, заповедав распечатать их лишь по смерти его и притом в присутствии архиерея и настоятеля с братиею. В нем найдены были вышеупомянутые книги: евангелие апракос, хронографы, псалтирь).
      17 декабря 1695 г. почил от трудов своих инок Паисий, и сам патриарх Адриан с архиереями и множеством духовенства совершил отпевание его в Московском Богоявленском монастыре. Затем честное тело о. Паисия, по его завещанию и по грамоте патриарха, увезено было для погребения в Антониево-Сийский монастырь, где при служении архиепископа Холмогорского Афанасия и было предано земле в усыпальнице, направо от входа, вблизи гробницы преподобных Исайи и Никанора. Об этом свидетельствует надпись над гробом, вырезанная на камне в стене: «Лета 7203 декамврия 17 числа волею Божиею преставися раб Божий дому святейшаго Адриана патриарха казначей монах Паисий Сийский; над телом его надгробное пение сам святейший совершал с архиереи в Богоявленском монастыре и по его святейшего патриарха указу привезен погребсти на обещание в Сийский монастырь января в 7 число и того же месяца в 13 день преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важеский, над телом вышеупомянутым отпев панихиду, погреб в усыпальнице, в нейже братия прощение творят по гробу чудотворца Антония. Пострижен в 172 году, в послушании был у игумена Феодосия, в дому святейшего казначеем 19 лет».
      Ежегодно, 17 декабря, в обители преподобного Антония совершается поминовение патриаршего казначея Паисия и родных его.
      Из вышеприведенных жизнеописаний подвижников, почивающих в усыпальнице Антониево-Сийского монастыря, мы видим, что после главной святыни обители – почивающих под спудом мощей преподобного Антония, основателя обители, для нее должны быть дороги и те могилы, в недрах которых сокрыты мощи преподобного игумена Феодосия Сийского, пустынножителей Исайи и Никанора Ручьевских и великого трудника и благоукрасителя обители инока Паисия».

 
   

© Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова, 2005