Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. – М., 1984. – С. 308.
      «В сферу влияния Устюга были включены и связанные с городом через Двину Антониево-Сийский монастырь и Холмогоры. В Антониево-Сийском монастыре иконописание получило свое начало при основании монастыря в XVI веке. Антоний Сийский сам занимался иконописью, о чем сообщает житие Антония. Видимо, иконописное дело не прекращалось и в первой половине XVII века – в 1648 году здесь написано «Житие Антония Сийского» (ГИМ, Щ. 750) со 151 миниатюрой. А.В.Арциховский отмечает большую историческую ценность рукописи ввиду очевидного интереса художников к реалиям в изображении деталей. Натурально переданы и описанные в Житии «дванадесят берез яко снег белеющи» (Л. 308 об.). Верно переданы кривизна стволов, общие контуры деревьев, расположение и форма листьев. Очевидно, условность остальных рисунков объяснялась не неумением рисовать реально, а требованием стиля. Показана сцена изгнания Антония крестьянами: «Отец сей близ нас вселися, по мале времени совладает нами и селитвы нашими». В изображении монастырской трапезы старшая братия пирует за столом, а меньшая прислуживает, тогда как, по наблюдению Б.А.Рыбакова, в тексте такого противопоставления нет».




 
   

© Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова, 2005