Игумен Феодосий Сийский // Никодим, иеромонах. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах рус. святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Арханг. епархии. – СПб., 1901. – С. 115-124.

      «Из преемников преп. Антония по игуменству особенно замечателен своей благочестивой жизнью и полезною для обители деятельностью блаженный старец Феодосий. Феодосий, управлявший Сийским монастырем два раза: с 1643 г. (12 янв.) – 1652 г., посвященный в игумены Авфонием, митр. Новгородским, и с 1663 по 1688 год; происходил из Холмогор, из духовного звания, в мире назывался Феодором. На 18-м году был пострижен в монашество игуменом Ионою, в Сийском монастыре, 2 августа 1632 г. В 1635 г. поставлен в иеродиакона. В 1652 г. митрополитом Никоном послан игуменом в Кожеозерский монастырь и находился там 5 лет и 6 месяцев. Потом возвратился снова в Сийский монастырь, коим и управлял с 1663 г. до самой своей кончины… С 1652 г. по 1663 г. Сийским монастырем управляли: Корнилий (из постриж. и казначеев С. м. с 1652 г., по указу Никона, по 1657 г., когда митрополитом Макарием был переведен в Красногорский монастырь), Каллинник (1658-1664 гг.) и Киприян (неизвестно сколько времени). Его предшественники мало чем ознаменовали себя, Феодосию же бесспорно принадлежит первое среди них место по его обширной и плодовитой деятельности. Во время игумена Феодосия слава Сийского монастыря достигла наибольшей высоты и распространилась по всему Московскому государству. Игумен монастыря находился в тесных сношениях с Патриаршим двором, Царским Домом и именитыми боярами. У Сийского монастыря в Москве было два подворья: на Глиницах и на Покровке; благотворное же влияние обители простиралось на весь Архангельский край. В жизни обители за это время совершилось немало нового: в 1650 г. Сийский иеромонах Иов основал Верхошеренгскую пустынь (переведенный в 1653 г. настоятелем Ростовского Авраамиева монастыря).
      При игумене Феодосии была окончена постройкою Троицкая церковь с Антониевым приделом. Окончена же постройкою, начатая в 1638 г., церковь благовещения Пресв. Богородицы, с приделом во имя св. Николая – 9 ноября 1644 (вместе с келарскою). Тогда же была устроена и колокольница. По грамоте митрополита Авфония был устроен в шатре у Благовещенской церкви престол во имя св. Михаила Малеина, и освящена 8 июля 1661 г. церковь во имя московских святителей Петра, Алексия и Ионы. В 1658 г. Сийскую обитель постигло большое несчастье. От случайно выроненного угля загорелась новая келья, а за ней и церковь во имя преп. Сергея, каковая и сгорела, также некоторые здания. Местная же икона Божией Матери (Смоленская) осталась целою; даже пелена при ней не была повреждена пламенем, что служило явным знаком милости Божией к обители (чудо 23), которая от понесенного ею несчастия оправилась вскоре. По грамоте митрополита Макария в 1661 г., была начата постройкою новая церковь во имя преп. Сергия, оконченная в 1667 г.; была освящена в 1687 г., по грамоте архиепископа Холмогорского Афанасия. Чтобы ускорить восстановление церквей, царь Михаил Федорович отдал обители оброк за 3 года в количестве 315 руб. (1639 – 1641), а также за 2 года – 150 руб. (1641- 42). Для строения каменного собора – 220 руб. и еще (в 1644) 105 р. 47 коп. (за 1645 г.) 105 р. 47 коп., стрелецких 40 р. и др. всего же на сумму 863 р. 94 коп. Алексей же Михайлович после пожара 1658 г., 6600 р. (медными деньгами) и церковных книг сначала 20, а потом еще 24 – всего на сумму около 71 рублей; и царь Феодор Иоаннович 80 рублей. Благодаря этим льготам церкви быстро и богато устроились. При этом, чтобы облегчить украшение церквей образами (после пожара 1658 г.), царь Алексей Михайлович дозволил иконописцу своему Федору Усольцу ехать в Сийский монастырь, и пока станет он там писать иконы (за плату от обители), освободил его от казенной работы грамотою от 1 марта 1660 г. Для той же цели потрудились и некоторые другие личности своими богатыми дарами; так известно: игумен Феодосий писал образ Софии Премудрости Божией и чуд Антония. В 1659 г. Богдан Зотиков написал в Чудотворцев храм: Деисус и праздники с пророками и праотцами и Нерукотворный образ с ангелами. В 1663 г. иконник В.Ос.Кондаков Усолец написал икону преп. Антония в Житии. Патриарший дьяк Иван Чаров положил 12 образов разных; боярин же И. Д.Милославский 4 образа. В 1683 г. И.И.Ковдашев запрестольный крест с золоченочеканными изображениями и украшениями серебряный ковш, кадило А.Антонов, Моск. Гость, свящ. сереб. сосуды; и тот же боярин, И.Д.Милославский, на гроб преп. Антония, покров, на котором искусно золотом вышит образ преподобного и Живоначальной Троицы. В 1680 г. иерод. Сийский Фарфоломей – 4 иконы: Деисус и преп. Антония с различными украшениями и др. Особенно же много пожертвовали на украшение церквей игумены – родственники: Феодосий Сийский и Павел, иг. Архангельский. Павел пожертвовал более двух полных облачений – атласных с шитьем; 22 иконы, частью на красках, частью на золоте, между прочим, иконы русских святых; Антония Сийского, Соловецких Чудотворцев, Павла Обнорского, Алексия М.; богослужебных печатных книг числом 19 и разного содержания 16, именно: Жития Святых, Патерик Печерский, И. Златоуста, Маргарит, Иоанна Лествичника, Сергия Радонежского, Кирилла Иерус. Иоанна Дамаскина, Иоанна Богослова (с прилож.), Гурия Варсонофия и др. – в одном сборнике; Шестоднев; Дух. Цветник; Моисея Боговидца; Цветник; Наука иноческая, Писиды (2 экз.) и др. – Также часть одежд и посуды, Феодосий пожертвовал часть облачений и 6 образов. С златоконечными венцами и цатами и книг назидательного характера - 29; 4 сборника житий: Сергия Радонежского, Кирилла Ал., Николая Чуд., Антония С. в лицах; книга о вере, Лествица, Просветитель, Свиток многосложный, Грамматика, Алфавит, Катехизис, Козма Индикоплов, Иосиф Маттафиев (2 экз.), на освящение масла, Старчество, Андрея Царегр., Максима Исповедника, Алфавит беседный, Алфавит языческий, Святцы – частию печатные, частию же рукописные. По распоряжению Феодосия после смерти старца Макария Грузина поступило в пользу монастыря все его имущество, состоявшее из 14 разных образов (частию складни), 5 разн. Богосл. Книг, 82 р. 11 алтын денег и др. разных хозяйственных вещей. Делались и денежные вклады тогда довольно крупные. Так, в летописце записано по 7 случаев, когда бояре и др. лица пожертвовали от 500 и ниже 100 р., кроме других вещей. Из пожертвований в пользу обители следует еще упомянуть о следующем: патриарх Иоаким дал 50 р., Солов. Архимендрит Варфоломей Евангелие и Новый завет, Василий Волынский ризы объяри, серебристой травы, золотые, оплечье, шитое золотом и серебром по червчатому бархату и со звездочками, поручи, шитые золотом и серебром по бархату высокого шитья, и стихарь золотого бархату. Делали такие вклады и иные лица, что и давало возможность Феодосию держать монастырь в той благоустроенности и довольстве, в какое он был поставлен игуменом Ионою. Из царских грамот видно, что за это время монастырю были подтверждены все его права и преимущества, предоставленные от прежних царей, так особой грамотой, например, подтверждалось право беспошлинной продажи продуктов, беспошлинного проезда игумена и старцев, и дано право на беспошлинную продажу соли сверх 20 т. пудов, еще 10 т. п. Земельные владения монастыря оставались те же, за иключением части Поноя (полреки Поноя, поллахты рыбной ловли и пол-оброчного погоста), отписанный патриархом Никоном Крестному монастырю, грам. 27 марта 1658 г. Из новых земельных владений следует указать на небольшие участки в Устюге (уезд), где было 6 дворов и 10 чел., и на Печенге, где было 6 дворов 7 чел. (русск.) и 27 лопарей. Но крупных новых владений на это время не прибавилось. Во время Феодосия монастырь был посещаем массами народа, который приходил отовсюду, кто по пути, во время своих деловых поездок, а кто и по доброй воле, на богомолье, каким образом и распространялось просветительное влияние Сийской обители. В Архангельском же крае Сийская обитель влияла не только нравственно– путем владений и подчиненных монастырей, но и административным путем. В последнем отношении замечательными за то время являются след мероприятия Московского патриарха, проведенные в жизнь Сийским игуменом. В 1651 г. 25 мая по всей патр. десятине была разослана грамота, вводящая единогласие в церковном пении и чтении; грам. 2 окт. 1651 г. приказывалось вписать везде в синодики, павших под Псковом; 1675 г. передано от Крестного имущество Пертоминскому монастырю. В 1672 г. Сийским игуменом Феодосием был послан священник и псаломщик на Новую землю с миссионерскою целью. В том же 1672 г., более месяца, в окрестностях Сийского монастыря была ненастная, холодная погода, грозившая общим неурожаем. Когда все горевали и молились, работнику монастыря Иоанну Тырыданову явился преподобный Антоний и заповедал передать игумену, чтобы он устроил Крестный ход у к угловому озеру, где стояла устроенная вместо креста Феодосием же, в 1668 г., часовня в честь Животворящего Креста Господня (в память того, что после молитвы сюда в 1520 г. к Михайловскому озеру был приведен Самуилом преподобный Антоний (за 8 верст от монастыря. Господь услышал их молитвы: скоро установилась прекрасная погода и урожай был богатый. Совершив туда же крестный ход, с благодарственным молебствием, Феодосий в ознаменование сего установил навсегда совершать 7 июля ежегодно крестный ход к Крестовоздвиженской часовне. Несомненно, что это событие благотворно отозвалось на нравственном состоянии края. Не менее благодетельно, особенно в новом еще Архангельске, отозвалось событие обретения мощей преп. Евфимия Архангельского чудотворца, главным деятелем при канонизации которого был игумен Феодосий. Открытие мощей произошло 7 июля 1647 г., множество чудес ясно говорило о святости преп. Евфимия, освидетельствовать мощи митр. Никона поручил игумену Феодосию, в 1650 г. Игумен Феодосий освидетельствовал мощи и, найдя их нетленными, убедился в непререкаемой святости преп. Евфимия, коему и было установлено праздновать; мощи были положены в церкви Происхождения Честных древ Креста; устроена рака, написан образ и составлена служба – вероятно Феодосием же. В 1683 г. Феодосием же эти мощи были перенесены, вероятно, в Михаило-Архангельский придел; целые селения (с духовенством во главе) приходили и совершали молебствия у раки преп. Евфимия, имя коего стало всюду известным. Но участием в канонизации преп. Евфимия, заметим, не ограничивалась этого рода деятельность игумена Феодосия. Так, им еще в 1678 г. по грамоте М. Корнилия привезены в Сийский монастырь 10 сентября из Мезенского края, дер. Ручьев, мощи преп. Исайи и Никанора, пустынножителей. Ныне преп. Исайя и Никифор высоко чтутся в Ручьях, но тогда они были в забвении, что и побудило игумена Феодосия 6 февраля 1677 г. просить митрополита о перевезении мощей. Мощи были честно привезены священноиноками Никодимом (потом арх. Сийским), и Лаврентием, и иеродиаконом Иосифом и погребены с южной стороны мощей преп. Антония, в каменной палатке у Троицкого собора. Канонизации их не было, а посему ежегодно и творилась соборная панихида по ним 10 сентября. Вероятно, во время построения собора Феодосий смотрел мощи преп. Антония и, отрезав часть гроба, оставил ее на память потомкам. При нем же были записаны новые чудеса преп. Антония: спасение от потопления (1659 г.), исцеление дьякона (1660 г.), сумасшедшего (1659) - 2, расслабленных, наказание инока, любившего часто мыться в бане, исцеление слепого игумена Евфимия, наказание нарушившего обет, исцеление страдающей желудком девицы Акилины, чудесное спасение иконы Божией Матери – всего числом 11 (подробно эти чудеса записаны в рукописном житии преп. Антония времени Феодосия – в библ. Арханг. Дух. семин. № 219 лл. 279-319, чудеса: 25-35). Кроме того, в летописце записано 24 чуда и след. 2 события: в 1679 г. (15-16 сент.) сама собою затеплилась лампадка у гроба преп. Антония, и масло из нее целило недуги, например, исцелился некто Стефан, страдавший грыжею, и в том же году 8 окт., в день памяти патр. Филарета Никитича, трем путникам, шедшим двумя путями, Сийский монастырь виделся стоявшим выше лесу в свете. Деятельность Феодосия с таким направлением вполне понятна: это был человек высоко благочестивой жизни, ревнитель пустыни, строгий подвижник, мудрый правитель обители. Он много потрудился над благоустройством храма, при нем иноческая жизнь в обители стояла на высоте нравственного совершенства. Даже такой строгий администратор, каким был Никон, когда посетил Сийский монастырь (после 1-го игуменства Феодосия), 2 мая 1652 года нашел обитель в должном виде. Он подарил в казну 170 рублей и 10 на стол братии (5, 8 и 9 числа он служил литургию в Холмогорах и на посадах, затем отбыл в Архангельск и на Соловки за мощами св. Филиппа). По его указу в Кехте был построен храм во имя преп. Антония Сийского. Братии числом было не менее 200; с трудниками же около 400. Из числа этой братии замечателен патриарший казначей Паисий (1676 г.) – богатейший вкладчик Сийской обители. Сам Феодосий был всеми уважаемым, находился в близких сношениях с боярином Арт. Серг. Матвеевым и др. боярами, был уважаем царем, любим патриархом, а Новгородский митрополит Корнилий, грамотою от 30 июня 1676 г., повелел ему служить как архимандриту, в митре и с др. знаками отличия, свойственными сему сану. Во время игуменства Феодосия образовался раскол в русской церкви, состоялся Московский собор 1666-1667 гг. – время это было тяжелое. Но Сийский монастырь оказался на высоте своего призвания: он честно держал знамя православия под управлением мудрого игумена, который, заметим, находился в присных отношениях к игумену Павлу, настоятелю Кожеозерской пустыни, другой защитницы православия в эти годы. Как в Кожеозерскую, так и сюда правительство ссылало некоторых лиц. Так, сюда были сосланы чернецы: Моисей, Кирилл, Зиновий и митрополит Макарий Греневский и Авва Феодосий Сербский (за что неизвестно), переведенные в 1671 г. в Крестный монастырь. А еще раньше были сосланы Феодор Стрешнев (при игумене Киприане) на образумление (с 22 мая 1643 г – 27 дек. 1645 г.) и на покой архимандрит Крестного монастыря Сергей (13 янв. 1674 г.), Спасского Хутынского монастыря архимандрит Феодорит 26 янв. 1636 г. для содержания в хлебнее, в железах. (С. 124). При Феодосии же, наконец, совершилось открытие Архангельской епархии и приехал в Холмогоры епископ Афанасий. Феодосий встретил его в Холмогорах и 6 лет был для него правой рукой при устройстве новой епархии, в состав коей вошел и Сийский монастырь. Открытие епархии имело огромное последствие на положение Сийского монастыря, но это вполне выяснилось уже при архимандрите Никодиме, втором преемнике Феодосия, который мирно почил о Господе 9 октября 1688 г. в глубокой старости. Он погребен рядом с преп. Антонием, память его чтится панихидою».

 
   

© Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова, 2005