электронная краеведческая библиотека
Русский Север
Поиск по каталогу

Интересные факты

10.02.2021
Наши подводники

О работе архангельских водолазов рассказывает газета «Северный комсомолец»:

 

«Это произошло пять лет назад. В Архангельске был получен сигнал бедствия: голландский пароход «Алкайд» наскочил на скалу в горле Белого моря. Требовалась немедленная помощь.

 

Группа водолазов Архангельского отряда экспедиции подводных работ особого назначения на спасательном судне вышла к месту аварии.

 

Нелегко было снять со скалы корабль водоизмещением в 9 тысяч тонн и подвести под пробоину огромный пластырь. Но для советских водолазов нет ничего невозможного. Судно надо было спасти, и славные подводники сделали это. Голландские хозяева отказались от парохода. Им было выгоднее получить страховую премию. Судно перешло в собственность Советского Союза.

 

56 судов спасли и подняли со дна рек и морей водолазы Архангельского отряда ЭПРОНа за 8 лет своей работы. Подъем ледокольного парохода «Садко» принес отряду мировую славу. Весь мир был удивлен героизмом и знаниями советских водолазов. С помощью 200-тонные понтонов отряд поднял пароход «Ямал». В рекордно короткий срок – 10 дней – подводники спасли и привели в Архангельск греческий пароход «Антониос Врандисис». В нужную минуту славные эпроновцы оказали помощь краснознаменному ледоколу «Сибиряков». Английский пароход «Бен Артур», затонувший с грузом пиломатериалов, свыше 20 лет лежал на дне Северной Двины. Эпроновцы подняли и его.

 

Глубокой осенью в исключительно штормовую погоду водолазы спасли английский пароход «Ускваллей». С большими трудностями было сопряжено и спасение норвежского судна «Кристине I».

 

Водолазы не только спасают и поднимают затонувшие суда. Они непрерывно ведут и другую работу, имеющую для Архангельской области исключительное значение. Это они очищают фарватер Двины, это они ремонтируют подводные части ледоколов «Садко», «Малыгин» и других судов.

 

В прошлом году архангельские эпроновцы производили работы по очистке перекатов в верховьях Северной Двины. Тогда впервые водолазы освоили новый вид подводной работы – взрывы на дне реки. Сейчас многие водолазы уже овладели специальностью подрывника. Водолаз-орденоносец т. Тихонов этой специальностью овладел одним из первых.

 

Водолазы Архангельского отряда участвовали в спасательных работах не только на Севере. Они помогали поднять со дна Черного моря первоклассный товаро-пассажирский пароход «Петр Великий». Водолаз Архангельского отряда тов. Колпаков работал на подъеме этого парохода 7 месяцев и, по скромным подсчетам, почти одну треть того времени провел под водой.

 

Свыше 10.000 часов проработал под водой старший водолаз отряда К. Д. Зорин. Правительство оценило скромный труд подводника, наградив его орденом. Удостоены высшей награды и водолазы Федотов, Смольников, Тихонов и Иванов, участвовавшие почти во всех ответственнейших работах отряда».

 

Библиография:

  

➤  Наши подводники // Северный комсомолец. – 1939. – 12 янв. (№ 6). – С. 4.

 

⇐ Вернуться к списку