Сталинец Судостроя
АОНБ: 1957 - 200....
ГААО: 1938, 1941, 1943 - 1951, 1955 - 1959, 1961- 1989.
Северодвинский городской краеведческий музей: 1937 - 1941.
Сталинец Судостроя - № 1 (6 марта) 1937 - окт. 1937 ;
Сталинец - окт. 1937 - авг. 1956 ;
Северный рабочий - с № 97 (12 авг.) 1956 .
Костерок. Газета пионеров и октябрят в газете. С 8 окт. 1968.
Первый номер газеты "Сталинец судостроя" вышел в субботу 6 марта 1937 года. Он открывался материалами февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП(б), на котором были арестованы Бухарин и Рыков. Далее следует постановление Пленума о предстоящих выборах депутатов Верховного Совета СССР согласно новой Конституции. И в дальнейшем материалы о пленумах, съездах, сессиях будут открывать многие газетные номера. Такова была официальная установка: местная печать должна давать максимум информации о самых главных событиях в стране.
На второй и третьей странице обычно публиковали статьи о местной жизни и критические материалы. На последней странице располагалась подборка информации "Новое на Судострое" обо всех изменениях в жизни города. Материалы о международной жизни тоже были постоянными.
Помимо идеологических задач, газета должна была устранять недостатки на местном уровне. Среди всех материалов эта тема сразу стала ведущей и самой привлекательной для читателей. Так, в номере за 21 июля 1937 года сообщается о награждении наркома Ежова орденом Ленина, а затем сплошь идут заметки с названиями: "Почему отстает Гидрострой", "Требования бетонщиков", "Цеховой комитет в роли наблюдателя", "Комендант-бездельник", "Все по-старому". Критика не оставалась без ответа: тут же располагалась рубрика "По следам наших заметок". Иногда в ход шли характерные для того времени ярлыки о вредительстве и врагах народа, но чаще обвинения носили бытовой характер и были рассчитаны, в основном, на исправление недостатков.
На Судострое к газете привыкли и искали в ней своего защитника. Подводя итоги своего первого года, редакция сообщала, что за девять месяцев выхода газеты было получено 1750 читательских писем.
Не чужда была для "Сталинца" и самокритика. В День печати, 5 мая 1939 года, появляется полоса "Читатели и рабкоры о газете". Отдельные позитивные моменты ("газета выросла в десятки раз") перекрывались замечаниями: "Редакция мало дает поручений рабкорам, очень редко можно видеть очерки, фельетоны и рассказы, язык газеты сухой, казенный, заметки делаются на один манер".
Фотографии на протяжении многих лет будут большой проблемой для газеты, т.к. изготовлять клише для их печати городская типография не могла, они посылались в Архангельск. Поэтому местные фотографии были редкостью и появлялись только в виде маленьких снимков передовиков.
Выходные данные газеты в 1937 году: тираж - 4000 экземпляров, адрес - г. Архангельск, Никольское устье, Судострой, первый участок.
18 октября 1937 года газета вышла с изменившимся названием - "Сталинец" и новыми издателями: орган парткома, райкома профсоюза и заводоуправления завода № 402. Из названия исчезло слово "Судострой", а на газетных страницах старались избегать упоминаний о судостоительном профиле города. Происходило это постепенно. Например, осенью 1937 года еще рассказывалось о предстоящей закладке первого корабля. А вот 21 декабря, в день 60-летнего юбилея Сталина на страницах газеты были опубликованы только многочисленные поздравления, и ни слова о факте закладки в честь этого события первого линкора "Советская Белоруссия". С 1 января 1938 года из газеты исчезли сведения о тираже и адрес редакции. В военные и первые послевоенные годы в "Сталинце" еще появлялись приветствия коллективу 402-го завода от наркомата и министерства судостроительной промышленности СССР. Но постепенно Молотовский завод стали называть не судостроительным, а машиностроительным.
Косвенно о реальном профиле деятельности предприятия можно узнать из публикаций газеты в связи со знаменательным событием - образованием города, которому было дано имя второго в то время человека в государстве - председателя Совета Народных Комиссаров Вячеслава Михайловича Молотова. По этому случаю жители нового города посылали приветственные телеграммы не только Сталину и Молотову, но и наркому внутренних дел Ежову: "Наше оборонное строительство перешло под Ваше руководство". Молотовская стройка стала ведомством НКВД. Но за 20 лет существования здесь лагеря в городскую газету о нем не попало ни строчки.
В 1939 году газета дважды меняет состав учредителей: сначала это райком ВКП(б) и райсовет профсоюза, затем - райком и оргкомитет Архоблисполкома (предтеча городской Советской власти). В 1941 году "Сталинец" на 50 лет становится органом горкома партии и городского Совета. Это были на только формальные перемены. Газета из ведомственной - стройтреста, завода - становилась городской, что означало более высокий статус.
Газета много писала об успехах строительства, о большом и тяжелом труде горожан, в годы войны было много материалов о работе Молотовского порта. Но о том, какие цехи строятся, какая продукция выпускается не говорилось.
В 1941 - 1942 годах на страницах "Сталинца" печатались статьи лучших советских писателей и публицистов: Эренбурга, Алексея Толстого, Зощенко, Евгения Петрова.
Выпускать ежедневную газету в условиях военного времени становилось сложно. С 1 июля 1942 года "Сталинец" выходит на двух полосах три раза в неделю. Наряду со сводками Совинформбюро и публицистикой, многочисленными заметками о международной жизни здесь отражаются суровые будни прифронтового города. С приближением окончания войны меняются темы и тон публикаций. Так, в 1944 году в подборке информации "По городу" сообщается о ремонте городского театра, читатели приглашаются на "Выставку высокого урожая". 8 мая 1945 года "Сталинец" призывает подписываться на четвертый государственный военный заем, а далее следуют номера Победы: одно за другим идут в газете сообщения о возвращении фронтовиков, о награждении тружеников тыла.
13 июня 1947 года "Сталинец" публикует постановление Совета Министров СССР "Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которой карается по закону" и указ Президиума Верховного Совета "Об ответственности за разглашение государственной тайны". А с 1 января 1950 и до 1988 года было запрещено упоминание в печати завода № 402, а впоследствии "Звездочки" и других предприятий города. И лишь в начале июня 1988 года было разрешено упоминать в газете названия всех оборонных предприятий города Северодвинска.
Редакторы газеты с 1937 по 1950 год: Аннушкин П.А., Махин С.А., Андреев А.И., Хрущев И.Н., Корб Р.М.