Введение
Жизнь памятника в XVII – XXI веках
Глава первая
«Заслуживает специального исследования»
Историографический очерк
Ф.И.Буслаев (1861, 1910).
Макарий, епископ (1878).
А.Е.Викторов (1890).
Н.В.Покровский (1892).
А.Кириллов (1895).
Б.В.Михайловский, Б.И.Пуришев (1941).
А.В.Никитенко (1955).
Л.В.Черепнин (1956).
М.Н.Мурзанова (1950-е).
А.Н.Свирин (1950, 1964).
Н.Е.Мнева, Н.Е.Постникова-Лосева (1959).
М.В.Кукушкина (1963, 1977, 1978). Л.Б.Белова, М.В.Кукушкина (1978).
И.И.Гумницкий (1978).
Е.К.Братчикова (1986, 1988, 2002, 2003).
В.Д.Черный (2004).
Глава вторая
«Прекрасный образец древнерусской живописи и письма»
Научное описание
Археография.
Кодикология.
Палеография.
Записи (Археографическая.
Вкладная.
Иконографическая.
«Молитва трудолюбца о совершении книги сея»).
«Редчайший образец иллюстрированного апракоса»
Композиция текста.
Миниатюрист следует за писцом.
Полный апракос – особенности художественного оформления.
Напрестольное Евангелие – «энциклопедия орнаментальных мотивов».
Сколько миниатюр в Сийском апракосе?
Старец Паисий «предложил» в монастырь Евангелие
«Великий трудник и благоустроитель обители».
«Расписывала царевна София»?
«Писец выражает несогласие».
Оружейная палата, Посольский приказ или...
«Патриаршие иконописцы».
Провинциальные мастера.
Иеромонах Никодим.
Глава третья
«Капитальный памятник русского искусства и иконографии»
«Идея красоты и уважения к православной иконописи». Синаксарь
Выходные миниатюры в лист.
Сюжетные композиции в клеймах орнаментальных заставок.
Маргинальные иллюстрации.
«Самый полный лицевой подлинник». Месяцеслов
Художественная композиция Сийского месяцеслова.
Месяцесловы, подлинники, календари.
«Четыре времени года» – православная лицевая традиция.
«Двенадцать месяцев» – восточная или западная традиция?
«Великолепный месяцеслов» Сийского Евангелия – «Великолепный часослов герцога Беррийского».
Западные образцы Сийского цикла «Времена года».
Глава четвертая
На стыке Средневековья и Нового времени
«Решительное влияние Запада и успехи русского художества»
Ярчайший образец стиля русского барокко
Заключение
Последнее произведение искусства книги Древней Руси
Приложения
Приложение 1. Библиография.
Приложение 2. Иллюстрации. Праздники. Чудеса. Страсти и Воскресение.
Приложение 3. Каталог опубликованных иллюстраций.
Приложение 4. «Русская Библия» в иллюстрациях Сийского Евангелия.
О диске
|
|