электронная краеведческая библиотека
Русский Север
Поиск по каталогу

Памятные даты

30 апреля 2023 года - 110 лет со дня рождения Зосимы Петровича Калашникова (1913–1991), самодеятельного художника, автора натурных макетов дореволюционного Архангельска, Соловецкого и Пертоминского монастырей

Зосима Петрович Калашников родился в Архангельске. Его отцом был первый пролетарский поэт Архангельска – Петр Иванович Калашников.


Учился в 3-й школе второй ступени в Архангельске. Окончив 9 классов, поступил в техникум связи на отделение электрификации промышленных предприятий. После окончания техникума работал в Каменке электриком Мезенского лесопильного завода.


С 1932 по 1934 гг. Зосима Петрович работал диспетчером, с 1934 по 1937 – начальником электроцеха Архангельских городских электросетей, с 1937 по 1946 – старшим электриком 48-го Мезенского лесозавода. В 1946 году его семья переехала жить в Архангельск. Зосима Петрович работал начальником электростанции 6–7 лесозаводов «Северолеса» в Цигломени (1946–1955). С 1955 по 1961 гг. работал директором, затем главным инженером (1961–1966) и заместителем главного инженера областной строительно-монтажной конторы (1966–1973).


В возрасте 64 лет Зосима Петрович вышел на пенсию и занялся редким и уникальным творчеством: начал создавать макеты домов старого Архангельска, целых улиц, соборов и монастырей, некогда украшавших город. Он изучал старые фотографии, архивные документы, расспрашивал краеведов, делал рисунки. Кропотливо и точно делал копии зданий из картона.


В 1979 году открылась первая выставка макетов Калашникова «Архангельск – Столица Севера. 1914–1920 гг.». Она разместилась в конферец-зале горисполкома на планшете площадью около 70 квадратных метров. К 400-летию Архангельска Калашников подготовил новую выставку. Она открылась 31 марта 1983 года во Дворце культуры моряков и называлась «Старый Архангельск». На ней уже появились дома по Троицкому проспекту, аллеи, скверы, фонари, стилизованная Северная Двина. Макет имел длину 37 метров, на нем расположились 222 объекта, 160 из которых уже были утрачены городом.


Затем Калашников работает над панорамным макетом Соловецкого монастыря (1985). Сначала он выставляется во Дворце моряков, а в 1987 году был передан в Марфин дом. Затем появляется макет Пертоминского монастыря. Последним был Николо-Корельский монастырь. Но мастер к этому моменту уже был болен, и завершать макет пришлось родным Зосимы Петровича.

 

Подробнее о Зосиме Петровиче Калашникове на сайте «Люди земли Архангельской»