электронная краеведческая библиотека
Русский Север
Поиск по каталогу

Памятные даты

29 ноября 2022 года - День открытия железной дороги Архангельск – Вологда – Ярославль – Москва (1897)

Более 120 лет назад, 29 (17 – ст. ст.) ноября 1897 года, жители города Архангельска стали свидетелями знаменательного события. «Архангельские губернские ведомости» в этот день писали: «…За рекой Двиной, на Глуховском острове, в 2-х верстах расстояния от города, состоялось торжественное открытие Архангельско-Вологодского участка Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги…».

 

Уже в середине XIX века в Архангельской губернии в связи с развитием рыбного промысла, расширением морского и речного судоходства, выросшей потребностью в лесоматериалах на внутреннем рынке большое значение приобрела внешняя торговля через Архангельский порт. Поэтому возникла настоятельная необходимость в соединении Архангельска с центром России посредством железной дороги.

 

В декабре 1893 года председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги Савва Иванович Мамонтов обратился к министру финансов Сергею Юльевичу Витте с докладной запиской. Он ходатайствовал перед правительством о продолжении железнодорожной линии от Вологды до Архангельска. На следующий день министр Витте доложил об этом царю.

 

11 июня 1894 года российский император Александр III «высочайше утвердил дополнение к Уставу общества Московско-Ярославской железной дороги». Министр путей сообщения М. И. Хилков и министр финансов С. Ю. Витте подготовили проект, «на основании коего предполагалось постройку и эксплуатацию узкоколейного железнодорожного пути от города Вологда до города Архангельска при условии проведения сей линии кратчайшим путем…». С этого дня общество переименовывалось в «Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги» и обязывалось «за свой счет, за свой риск и страх» построить железнодорожную линию в один путь и «в пределах разрешаемого капитала в 19 млн. рублей кредита».

 

Строительство новой дороги началось в том же 1894 году. Надо отметить, что Общество Московско-Ярославской железной дороги проектировало и строило свои железнодорожные и другие объекты в определенные сроки: как минимум 100 верст в год. Но на пути к Архангельску оно превзошло все свои прежние достижения, построив линию в 595 верст за три с половиной года. Особенно если учесть условия трассы: непроходимые болота и хляби, карстовые провалы, лесные буреломы на десятки верст, полное бездорожье и отсутствие местной рабочей силы.

 

Вся трасса будущей дороги была разбита на три участка, каждый примерно по 200 верст. Главный инженер строительства С. П. Чоколов и его команда – начальники участков, техники, десятники – считались специалистами высокого класса: за их плечами была уже не одна сотня верст железных путей. Но то, с чем они столкнулись на новой линии, нередко повергало их в глухое отчаяние. Впоследствии Мамонтов говорил, что «таких зыбких и топких трясин он нигде не встречал за тридцать лет».

 

«На полотне у реки Исакогорка (588-я верста) несколько паровозов с землекопами за ночь засосало в болото вместе с построенной дамбой…, – читаем в книге «Северные железные дороги к столетию железнодорожного транспорта». – При постройке насыпи были нередки такие явления: вечером закончат возведение насыпи, а наутро вместо нее – мутная водица и никакого признака дамбы».

 

Дорогу строили одновременно с обеих сторон, от Вологды и Архангельска, и 25 марта 1897 года южнее станции Плесецкая (в районе ст. Лепша) рельсы наконец-то соединились.

 

29 ноября 1897 года состоялось открытие временного движения от Вологды до станции Архангельск-пристань. На торжестве присутствовали представители российского правительства, иностранных консульств и духовных ведомств, а также влиятельные лица Архангельской губернии. Большие почести были Савве Ивановичу Мамонтову, названному за его меценатство «хозяином дороги».

 

На церемонии архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгардт, который принимал деятельное участие в руководстве изыскательными и подготовительными работами в начальном периоде строительства, сказал: «До сегодняшнего числа общение с остальным миром нам преграждали то скованное льдом море, то снежные сугробы, то мелководье рек. Забудем отныне томительный путь в повозке, шубе и валенках и станем пользоваться всеми удобствами быстрого и спокойного сообщения по железной дороге. Сегодня, с открытием движения по железной дороге от Архангельска до Вологды, пали все эти преграды, и мы вступили в общее русло цивилизованной жизни».

 

Новая железнодорожная магистраль оказала громадное влияние на развитие всего северного края, на жизнь многих тысяч людей. Eе создание стало яркой страницей отечественной истории.

 

Памятная дата 29 ноября была утверждена указом губернатора Архангельской области 2 октября 2019 года.

 

Библиография: 

 

➤ Агееев, А. Мы вступили в общее русло цивилизованной жизни : 119 лет назад, 29 (17) ноября 1897 г., в Архангельске, на левом берегу Северной Двины, состоялось открытие узкоколейной железнодорожной линии Архангельск – Вологда / А. Агеев // Домашняя жизнь. – 2016. – 28 ноября (№ 48). – С. 3.

 

➤ Архангельское отделение Северной железной дороги, 1897–1997 : летопись. – Петрозаводск : Карпован Сизарексет, 1997. – 127 с.

 

➤ Гудкова, О. В. Строительство Северной железной дороги и ее роль в развитии Северного региона (1858–1917 гг.) / О. В. Гудкова. – Вологда : Древности Севера, 2002. – 187 с.

 

➤ Зайцев, П. Д. Железнодорожная линия Архангельск – Вологда : к 100-летию ввода в строй участка Северной железной дороги Архангельск-Вологда / П. Д. Зайцев, С. Б. Хорова // Памятные даты Архангельской области, 1997. – Архангельск, 1997. – С. 52-54.

 

➤ Лейкин, Н. По северу дикому / Н. Лейкин ; [авт. проекта, сост., подбор ил.: Ю. А. Барашков]. – Архангельск, 2007. – 186 с.

 

➤ Открытие Архангельско-Вологодской железной дороги. – Архангельск : Губернская типография, 1897. – 32 с.

 

➤ Открытие Архангельско-Вологодской железной дороги : [фотоальбом] / Архангельский краеведческий музей ; фот. П. Ю. Майер ; сост. и авт. вступ. ст.: Е. П. Бронникова. – Архангельск : Архангельский краеведческий музей ; [Б. м.] : Правда Севера, 2012. – 205 с.

 

➤ Патарушин, А. В ряду первопроходцев : к 100-летию Архангельской линии / А. Патарушин // Коношский курьер. – 1996. – 13 февраля. – С. 3.

 

➤ Патарушин, А. Таким было рождение станции / А. Патарушин // Авангард. – 1996. – 3 августа. – С. 2.

 

➤ Северная железная дорога и развитие прилегающих территорий : материалы межрегиональной научно-практической конференции (пос. Коноша Архангельской обл., 22-23 октября 2008 г.) / науч. ред. В. И. Коротаев. – пос. Коноша [Архангельская область : Коношский районный краеведческий музей], 2009. – 163 с.

 

➤ 100 лет : очерк истории Архангельского отделения Северной ордена Трудового Красного Знамени железной дороги / Архангельское отделение Северной железной дороги ; под общ. ред. П. И. Скидана ; сост., лит. обработка материалов В. М. Тюрина. – Архангельск, 1997. – 127 с.

 

➤ Теребов, В. Н. Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Сооружение Вологодско-Архангельской линии (1894–1897) / В. Н. Теребов. – 4-е изд., доп. – Саранск, 2008. – 114 с.

 

➤ Трошина, Т. Достопамятное торжество : 100 лет назад, 29 ноября (17 по стар. стилю), вступила в строй узкоколейная железная дорога Архангельск-Вологда / Т. Трошина // Архангельск. – 1997. – 27 ноября. – С. 7.

 

➤ Яковлев, С. Я. Царские визиты, или Забытые страницы истории / С. Я. Яковлев ; под ред. В. В. Шумилова. – Архангельск, 2008. – С. 71-76.