1 марта 2020 года - 110 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Клебанова (1910–1942), летчика, первооткрывателя воздушных трасс Ненецкого автономного округа
Самуил Яковлевич Клебанов родился 1 марта 1910 года в городе Орша (Беларусь).
Учился он в школе первой ступени, которая затем была преобразована в семилетнюю трудовую. С раннего детства стал проявлять интерес к технике, увлекался парашютным спортом и авиамоделизмом, одним из первых записался в школе в клуб «Воздухофлот».
В 1925 году Самуил Яковлевич вместе с семьей переехал в Ленинград. Он стал посещать планерную станцию при Ленинградском аэроклубе: «Под руководством и по чертежам студента Политехнического института Олега Антонова, будущего конструктора знаменитых «АНов», в заброшенном сарае юные авиаторы за год построили планер ОКА-3 и на нем стали учиться летать».
В 1929 году Самуил Яковлевич стал победителем шестых Всесоюзных соревнований планеристов в Коктебеле. Он окончил летную школу Осоавиахима, затем – Балашевскую объединенную авиашколу ГВФ.
В конце 1935 года было признано необходимым организовать в Нарьян-Маре авиаслужбу для связи с отдаленными районами, оленеводческими совхозами, рыбными становищами и островными территориями. Молодой летчик Самуил Яковлевич Клебанов и его опытный коллега Виталий Владимирович Сущинский перегнали из Архангельска в Нарьян-Мар два самолета. За период 1935–1936 гг. они открыли и освоили в Ненецком национальном округе восемь воздушных линий протяженностью почти 2470 километров.
В 1937 году Самуила Яковлевича отозвали в Архангельск, где он стал работать пилотом-инструктором 33-го авиаотряда, а в 1940 году перевели в Ленинград. В 1941 году его назначили командиром корабля во вновь формируемый 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиаполк.
Писатель Вениамин Каверин отметил, что многие черты Самуила Яковлевича воплотились в романе «Два капитана» в образе Сани Григорьева: «С летчиком Клебановым меня познакомил в Ленинграде писатель Лев Успенский. Самуил Яковлевич был тогда шеф-пилотом Ленинградского управления гражданской авиации <…> Писателю редко удается встретить своего героя в его вещественном воплощении, но первая же наша встреча показала мне, что его биография, его надежды, его скромность и мужество в полной мере укладываются в тот образ, каким я представлял себе в дальнейшем (во втором томе) моего героя Саню Григорьева».
За мужество и отвагу, проявленные в боях в Великую Отечественную войну, Самуил Яковлевич был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. «Последний свой боевой вылет он совершил 15 апреля 1942 г. В этот день в неравном воздушном бою экипаж Самуила Яковлевича Клебанова геройски погиб».
Библиография:
➤ Каверин, В. А. «Под светом арктических звезд» / беседовала Л. Мельницкая ; фот. А. Мельницкого и из арх. Л. Мельницкой // Правда Севера. – 2013. –31 июля (№ 111). – С. 24.
➤ Личков, В. Герои не умирают / В. Личков // Правда Севера. – 1983. – 16 окт. (№ 238). – С. 4.
➤ Личков, Г. В. Первопроходец полярных трасс : к 85-летию со дня рождения С. Я. Клебанова / Г. В. Личков // Памятные даты Архангельской области, 1995 год. – Архангельск, 1995. – С. 34-35.
➤ Суровцев, С. В. Подвиги белорусских летчиков / С. В. Суровцев // Актуальные вопросы образования и науки. – 2015. – № 5/6 (нояб.). – С. 8-15 : фот. – (Судьба Родины).
➤ Сухановский, А. Ф. Окрыленная тундра. Нарьянмарскому объединенному авиаотряду – 60 лет / Алексей Сухановский. – Архангельск : СК-Россия, 2006. – 213, [10] с. : цв. ил.