Петр I на Архангельском Севере
История Архангельска конца XVII – начала XVIII вв. неразрывно связана с именем императора Петра I. Городу суждено было занять особое место в реформаторской деятельности императора. Именно здесь, как отметили историки Г. Попов и В. Брызгалов, «сперва было «прорублено» окно в Европу, сделаны первые и, как оказалось, дальновидные шаги в создании судостроения, положившего начало коммерческому, а затем и военному флотам».
Петр I трижды бывал в городе на Северной Двине: в 1693, 1694 и 1702 годах. О своем намерении посетить город император писал в предисловии к первому российскому Морскому уставу, вышедшему в 1720 году: «Несколько лет исполнял я свою охоту на озере Переяславском, наконец, оно стало для меня тесно; ездил я на Кубенское озеро: оно было слишком мелко. Тогда я решил видеть прямо море и просить позволения у матери съездить к Архангельску…»
4 июля 1693 года Петр I покинул столицу и со свитой численностью около 100 человек отправился в путь. До Вологды добирались на карете, от Вологды до Архангельска – реками Сухоной и Двиной на семи стругах – плоскодонных парусно-гребных суднах. Предварительно в Архангельск был послан указ, согласно которому в город приехали: «…два человека иноземцев корабельных мастеров Петр Бас да Гербрант Янсен, да резного дела мастер Фрянс Иванов, да для переводу языка переводчик Петр Делорев и русские люди плотники, а велено им построить у Архангельского города яхту, которая б была к мореходному ходу годна, длиною в восемь сажен трехаршинных и образцом, какова им мастерам приказана; да на Мосееве острову светлицу…»
28 июля Петр I прибыл в Холмогоры. Здесь его встретил архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий. Как пишет С. Ф. Огородников: «Государь сел в поданную ему карету и въехал в город в сопровождении своей свиты, шедшей пешком; а пушечный и ружейный огонь, приветственные крики народа при колокольном звоне холмогорских церквей во время сего царского пути не переставали оглашать воздух». Уже 30 июля Петр I прибыл в Архангельск. Город, как и Холмогоры, встретил царя колокольным звоном, ружейной и пушечной пальбой. Как и было поручено, на Мосеевом острове были сооружены «царские светлицы», о которых в описи зданий за 1712 год было сказано: «На Мосееве острове светлица с сеньми. В ней 10 красных окон с стеклянными окончинами. Подле той светлицы горница с комнатою. У нее шесть окон колодных да окно небольшое, в них окончины слюдные. Погреб рубленый. Подле сеней поварня».
На одной из пристаней Архангельска Петра I ожидала построенная яхта «Святой Петр», на которой он собирался отправиться в поездку на Соловецкие острова. Однако внимание Петра I привлекли груженные товарами английские и голландские купеческие корабли: вместо поездки на Соловки он пожелал воочию увидеть как иностранцы управляются с кораблями в открытом море. 6 августа паруса вынесли царскую яхту в Белое море: «Морская стихия пленила Петра и на всю жизнь овладела его умом и сердцем. Пройдя около 300 верст, Петр простился с иностранными кораблями у Терского берега, за устьем реки Поной у Трех островов, и 10 августа возвратился в Архангельск».
В Архангельске Петр I пробыл еще больше месяца. Здесь он ближе познакомился с кипучей жизнью торгового города. В Соломбале он основал судостроительную верфь и собственноручно заложил на ней морской торговый корабль. Так появилось первое в стране казенное (государственное) адмиралтейство. Архангельским воеводой был назначен друг царя, стольник Федор Матвеевич Апраксин; ему было поручено к следующему году закончить постройку корабля.
19 сентября в торжественной обстановке Петр I покинул Архангельск и направился в Холмогоры. Здесь он встретился с братьями Осипом и Федором Бажениными, осмотрел мукомольную и пильную мельницы. Через три года братья Баженины обратились к царю с челобитной с просьбой «дозволить им шить корабли «против заморского образца». Уже в 1700 году Осипу и Федору Бажениным была дана жалованная грамота, позволившая построить в Вавчуге верфь и заложить два первых торговых судна.
18 мая 1694 года Петр I прибыл в Архангельск во второй раз. Через два дня, 20 мая, со стапелей Соломбальской верфи был торжественно спущен на воду «первенец коммерческого флота – корабль «Святой Павел», годный к «морскому ходу» и оснащенный 24 пушками». Пока корабль готовили к первому плаванию за границу, Петр I решил все-таки совершить поездку в Соловецкий монастырь. 1 июня вместе с архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием на яхте «Святой Петр» он отправился в путь. Вскоре в море поднялся шторм: «Петр и его спутники приготовились к худшему. Но неизбежное, казалось бы, кораблекрушение было предотвращено искусством помора, лоцмана Антипа Тимофеева, который сумел провести судно тесным извилистым проходом между двумя рядами далеко вдающихся в море подводных камней (Унские рога), и 2 июня яхта стала на якорь близ Пертоминского монастыря». В память о своем спасении Петр сделал и установил на месте, где яхта благополучно пристала к берегу, деревянный крест.
6 июня Петру I удалось достичь стен Соловецкого монастыря. Через четыре дня яхта отправилась в обратный путь, а уже 13 июня царь снова был в Архангельске. Вскоре в Архангельск прибыл заказанный за границей голландский фрегат «Святое Пророчество». 3 августа корабли «Святой Петр», «Святой Павел», «Святое Пророчество» вместе с 4 английскими и 4 немецкими кораблями вышли из Архангельского порта в море. К 17 августа они достигли мыса Святой Нос, после чего Петр простился с иностранцами и вернулся в Архангельск. Он также приказал нагрузить корабль «Святой Павел» хлебом, лесом, смолой, поташем для торговли за границей. Почти четверть века торговля важными экспортными товарами через Архангельск являлась государственной монополией. «Суда уходили в море под русским торговым флагом, составленным из трех цветов голландского флага – красного, белого и синего, расположенных в обратном голландскому флагу порядке».
Историк Г. Фруменков пишет: «XVIII век в истории нашей страны открывается Северной войной <…> Петр не мог допустить разорения Архангельска, так как это пагубно бы отразилось на ходе войны. Многие крайне необходимые военные грузы поступали через Архангельск». В самом начале войны были укреплены Холмогоры и Архангельск, отремонтированы Кольский острог и Сумский посад. Еще в конце 1700 года Петр приказал двинскому воеводе Прозоровскому и архиепископу Афанасию построить каменную крепость в устье Северной Двины, в 15 верстах ниже Соломбалы на острове Линском. В 1701 году состоялась закладка Новодвинской крепости.
30 мая 1702 года Петр I в третий раз приехал в Архангельск, взяв с собой сына Алексея, большую свиту и пять батальонов гвардии. «Царь поехал сразу в Новодвинскую крепость. Комендантом назначил полковника Матвея Бордовикова и придал ему полк для ее охраны. Петр поселился в специально срубленном для него небольшом домике на острове Маркове напротив строящейся крепости, чтобы лично руководить строительством бастионов, равелина и других крепостных сооружений».
В июне Петр I отправился в Вавчугу, где лично спустил на воду у купцов и кораблестроителей братьев Бажениных два корабля – фрегаты «Курьер» и «Святой Дух». Убедившись, что неприятель не собирается появляться в Белом море, Петр I решил сам напасть на шведов с такой стороны, откуда его не ожидали. 6 августа он отправился из Архангельска в Соловецкий монастырь, куда его сопровождали 13 военных судов. Из монастыря император отправился в Нюхчу, затем – по новопостроенной «Осударевой дороге» к Онежскому озеру на Повенецкий погост. Путь был труден, но через десять дней Петр I и его люди дошли до Онежского озера, откуда переправились в Ладожское озеро, ударив в тыл шведской флотилии, а затем взяли Нотебург (Орешек) и Ниеншанц.
Преобразования Петра I сильно повлияли на экономическое и социально-политическое развитие Архангельского Севера. При нем в Архангельске появилось первое в России государственное адмиралтейство, а в Вавчуге – первое частновладельческое (купеческое) судостроительное предприятие, был заложен первый русский торговый корабль «Святой Павел». По царскому указу русские торговые суда с казенными товарами отправились из Архангельска за границу под новым, бело-сине-красным флагом. Были отремонтированы остроги в Коле, Сумском посаде, Кеми; в устье Северной Двины возведена Новодвинская крепость. Но уже во втором десятилетии XVIII века торговая политика правительства поменялась, и Архангельск постепенно уступил место главного коммерческого порта основанному в 1703 году Санкт-Петербургу.
О визитах Петра I в Архангельск напоминает памятник государю работы выдающегося русского скульптора второй половины XIX века Марка Антокольского, установленный в 1914 году. На трех сторонах постамента высечены годы посещения Петром I города (1693, 1694, 1702), а на четвертой – 1911 – год проведения конкурса на проект постамента памятника. Бронзовая фигура установлена в сквере на холмистом берегу Северной Двины, там, где начинался город.