Наливайко Георгий Яковлевич (1891–1973) – почетный полярник, инженер-гидротехник, работник морского флота
Георгий Яковлевич Наливайко родился 5 мая 1891 года в селе Новая Маячка бывшей Таврической губернии (ныне Херсонская область, Украина). Окончив Херсонское реальное училище в 1908 году, он поступает в Санкт-Петербурге в Институт инженеров путей сообщения. Во время учебы ему постоянно приходилось подрабатывать, чтобы платить за свою учебу.
В 1915 году, после окончания института, Георгий Наливайко прибыл в Архангельск, где принял участие в работах по улучшению Архангельского порта, которые вел Петр Герардович Минейко, отец Ксении Петровны Гемп. С того времени Георгий Яковлевич навсегда связал свою жизнь с Севером.
Позже он получает назначение на строительство Мурманского порта, а затем – уже по решению Совета Народных Комиссаров – возглавляет экспедицию по изысканию мест для постройки глубоководных портов на восточном и западном побережьях Мурмана и других районов Севера. В течение ряда лет он исследовал устья многих северных рек: Индиги, Пёши, Северной Двины, Онеги, Кулоя и других.
С 1924 года Георгий Наливайко во главе изыскательной экспедиции работает на Печоре, на полуостровах Канине и Югорском, на Шпицбергене и побережье Белого моря, принимает активное участие в разработке вариантов строительства портов на Оби и Енисее. С учетом научных изысканий Георгия Яковлевича была спроектирована Кислогубская приливная электростанция.
Во время Великой Отечественной войны знания и опыт Георгия Яковлевича Наливайко сыграли исключительно важную роль в обеспечении доставки и вывоза военных грузов ленд-лиза через Архангельский порт.
Вместе со знаменитым ученым-океанологом, профессором, капитаном второго ранга Николаем Николаевичем Зубовым Наливайко исследовал свойства льда, давал указания по особой конструкции рельсового пути и определял время, когда можно будет начать ответственную операцию по перевозке танков. По льду реки, с целью достижения большей опоры для рельсов, были проложены шпалы, в три раза длиннее обычных. Платформы с танками переправлялись через реку по одной. Машинист мотовоза осторожно съезжал на лед, бережно ведя за собой платформу. Так, один за другим, были переправлены на левый берег Двины все танки.
За проведение уникальной операции по организации железной дороги по льду многие ее участники были награждены правительственными наградами. Георгию Яковлевичу были вручены: орден Ленина в 1943 году, а в 1944-ом – за самоотверженный труд – орден Трудового Красного Знамени. В 1948 году Георгию Наливайко было присвоено звание инженер-генерал-директора морского флота 3-го ранга.
Выйдя на пенсию в 1957 году, в 66 лет, Георгий Яковлевич ни на один день не оставлял своей общественной деятельности. Он был членом Научно-технического общества, Междуведомственной комиссии по проблемам Севера, экспертной комиссии при Архангельском облисполкоме и горисполкоме.
С 1923 года Георгий Яковлевич был членом Всесоюзного географического общества, являлся одним из организаторов его Северного отделения. С 1949 по 1968 год являлся председателем отделения общества в Архангельске.
Богатейшие материалы из личных архивов Георгия Яковлевича Наливайко вошли в фонды Государственного исторического музея в Москве, Музея Арктики и Антарктики и Государственного архива Архангельской области.
За большую научную работу и общественную деятельность Георгию Яковлевичу были присвоены звания: «Заслуженный член научно-технического общества», «Почетный член Архангельского отделения Географического общества СССР», «Почетный полярник», «Почетный работник морского флота».
Георгий Яковлевич Наливайко умер 29 сентября 1973 года; был похоронен на Кузнечевском (Вологодском) кладбище.
Самую лучшую и емкую характеристику его деловым качествам дал Иван Дмитриевич Папанин: «Не было не только в Архангельске, но и на всем Севере человека, который так превосходно знал гидрологию северных рек и морей, характеристику их побережий, столь необходимых для гидротехнического строительства».