электронная краеведческая библиотека
Русский Север
Поиск по каталогу

Персоналии

Зубакин Борис Михайлович – поэт, художник, скульптор, философ (1894–1938)

Борис Михайлович Зубакин (4.04 (23.03 – ст. ст.) 1894 – 3.02.1938) был человеком многих дарований: блестящим поэтом-импровизатором, талантливым скульптором, мистиком-философом, масоном, активным членом ложи розенкрейцеров, за свое последнее увлечение он и поплатился жизнью. Борис Михайлович Зубакин был знаком и состоял в переписке со многими известными творческими людьми: Леонидом Андреевым, Иваном Буниным, Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Мариной Цветаевой, Кнутом Гамсуном. Его близким другом был поэт и литературовед Владимир Пяст, преданным секретарем – Анастасия Цветаева. Вдова Валерия Брюсова позволила ему дописать незаконченный роман мужа – «Юпитер поверженный».

В 1927 году Максим Горький писал Борису Михайловичу: «Вы, сударь, изумительно талантливый человек, и по-русски безумно талантливый, думается даже. Вы на гране гениальности...».

Скульптурные бюсты работы Бориса Михайловича Зубакина, в т. ч. Бетховена, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тыко-Вылки, демонстрировались на выставках Москвы, Ленинграда, Архангельска. Бюст Николая Добролюбова находился в помещении Северной краевой библиотеки, носящей с 1936 года его имя.

За свое пристрастие к мистике, к розенкрейцерству, несколько раз попадал на Лубянку и постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 14 октября 1929 года по ст. 58 п. 10 УК РСФСР был выслан в Северный край сроком на три года. Отбывал наказание в Архангельске, в Холмогорах и в селе Ломоносово. Архангельская ссылка была самым плодотворным периодом творчества Бориса Михайловича. В селе Ломоносово он подготовил материалы для будущей рукописи «Новое и забытое о Ломоносове», а также собрание местных поговорок и диалектных слов, написал книгу, посвященную косторезному промыслу – «Холмогорская резьба по кости. История и техника производства».

В архангельском журнале «Звезда Севера» опубликовал свои стихи и материалы, посвященные северному говору, художнику Степану Григорьевичу Писахову, любопытный очерк «Пушкин и Архангельск». Начал писать заказанную ему книгу о северном деревянном зодчестве.

В Архангельске Борис Михайлович Зубакин общался с Ксенией Петровной и Алексеем Германовичем Гемпами, с Иустином Михайловичем Сибирцевым, с ссыльным костромским краеведом Василием Ивановичем Смирновым и его женой, Лидией Сергеевной Китицыной.

Третий арест Бориса Михайловича состоялся в сентябре 1937 года. Ему было предъявлено обвинение в руководстве антисоветской фашистской организацией «Орден розенкрейцеров». Тройкой при УНКВД по Московской области от 26 января 1938 года он был приговорен к расстрелу, что и произошло 3 февраля 1938 на полигоне Бутово.