Померанцев Николай Николаевич (1891–1986) – ученый-реставратор, искусствовед
Николай Николаевич Померанцев родился 20 марта 1891 года в Москве. Его отец, Николай Семенович Померанцев, археолог по образованию, сумел привить сыну любовь к искусству. Николай Николаевич писал: «С детства я имел возможность знакомиться с памятниками архитектуры, скульптуры, декоративного искусства, участвуя с отцом в обследованиях». Хорошим знакомым семьи Померанцевых был известный художник, реставратор, искусствовед, просветитель Игорь Эммануилович Грабарь.
После окончания гимназии в 1912 году Николай Померанцев поступил в Московский университет на отделение технической химии физико-математического факультета, специализируясь в области анализа красок. Во время учебы он также прослушал полный курс лекций филологического факультета, а также занимался в Московской консерватории по классу композиции. Первым его местом работы после окончания университета в 1918 году стало Отделение учета химической промышленности Высшего Совета народного хозяйства. Также Николаю Николаевичу было разрешено посещать открывшуюся живописно-реставрационную мастерскую Наркомпроса. И. Э. Грабарь вскоре «счел нужным поручить [ему] выполнение ряда работ, связанных с реставрацией произведений живописи». Николай Николаевич переходит на работу в коллегию по делам музеев и охраны памятников. Вскоре его назначили заместителем председателя Комиссии по учету памятников древнерусского искусства, возглавлявшейся Грабарем.
В 1919–1920 гг. Николай Николаевич принял участие в нескольких экспедициях по выявлению и учету памятников архитектуры и искусства поселений по берегам рек Волги, Москвы, Оки, Северной Двины, побережью Белого моря. В 1920–1931 гг. он работал заведующим памятниками Московского Кремля и хранителем ценностей Оружейной палаты. В сентябре 1923 года Николай Николаевич в целях сохранности вывозит из Соловецкого монастыря памятники древнего искусства, которые впоследствии составили выставку в Оружейной палате.
В начале 1930-х гг. для Николая Николаевича настали трудные времена: его стали обвинять в защите церковных памятников в целях религиозной пропаганды. Также он выступил резко против генерального плана реконструкции Москвы, который предполагал снос таких памятников архитектуры как Сухарева башня, Красные ворота, Триумфальная арка в честь победы в войне 1812 года и ряда других памятников. В результате «в 1934 году в период сноса памятников в Москве [Николай Николаевич] был выслан в город Вельск Северного края сроком на три года».
В мае этого же года в Вельске его берут на работу в Дом социалистической культуры на должность руководителя оркестра, однако уже в сентябре он снова остается без работы. 4 октября Николай Николаевич устраивается на временное место «в качестве поденного рабочего по посадке деревьев и очистке дорожек в Вельском городском саду». В феврале 1935 года получает должность музыкального работника в детском саду № 2, где он и проработает вплоть до конца ссылки. При этом Николай Николаевич не бросил исследование паркового искусства и озеленения. В частности, к апрелю 1935 года он смог подготовить проект организации в Вельске парка культуры и отдыха. «1 мая 1935 г. заведующий Вельским Домом соцкультуры В. Селиванов подписывает с Н. Н. Померанцевым трудовое соглашение на пять месяцев, по которому на Николая Николаевича возлагались уже обязанности руководителя работами по парку Дома соцкультуры». Благодаря Николая Николаевичу в Вельске вскоре были разбиты цветники, организована продажа рассады, построены теплицы и оранжерея. Весной 1937 года, когда ссылка Николая Николаевича подходила к концу, он передал в горсовет доработанную программу «Материалы к плану зеленого строительства города Вельска».
Вернуться в Москву Николаю Николаевичу было разрешено только в 1946 году; вскоре его назначают на должность главного инспектора комиссии по охране памятников. Он снова начинает участвовать в экспедициях, больших реставрационных работах. Благодаря ему реставрируются и исследуются уникальные памятники древнерусского искусства. В 1960–1970-е гг. именно Николай Николаевич направлял первые шаги в экспедиционной и полевой собирательской работе молодого Архангельского музея изобразительных искусств.
Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Николай Николаевич Померанцев ушел из жизни 18 июня 1986 года в Москве.