Пинежанинов Андрей Федорович (1910–1996) – капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда
Андрей Федорович Пинежанинов – известный исследователь Арктики, капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда (1963), почетный член Арктического института Северной Америки (1964), почетный полярник.
Родился 14 сентября 1910 года в деревне Насадниково Песчанской волости Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье потомственных поморов. Свой трудовой путь Андрей Пинежанинов начал в 1930 году камбузником на военном гидрографическом судне «Азимут» Северной гидрографической экспедиции, где до этого работал боцманом его отец, Федор Иванович. В 1931 году Пинежанинов поступил на вечернее отделение Архангельского морского техникума.
Военную службу он проходил на Краснознаменном Балтийском флоте, служил радистом на подводной лодке «Щ-308». За годы службы Пинежанинов прошел все ступени морских должностей – от матроса до капитана. До войны плавал на судах Арктического пароходства Главсевморпути (ледоколы «Ленин», «Садко», «Верещагин»).
В годы Великой Отечественной войны Андрей Федорович – второй штурман ледокольного парохода «Монткальм».
В октябре 1945 года Андрей Федорович вернулся в Архангельск. Плавал капитаном пароходов «Пинега», «Казахстан», ледокольного парохода «Г. Седов».
В 1953 году окончил Ленинградскую Академию морского флота. После окончания академии был направлен капитаном в Арктическое морское пароходство в город Мурманск. В 1954 году капитан Пинежанинов принял у голландских корабелов дизель-электроход «Обь», судно ледового класса, специально спроектированное в СССР и построенное в Голландии для плавания в арктических водах.
В 1956 году Андрей Федорович в качестве дублера капитана «Оби» принял участие в первой советской антарктической экспедиции. Сорок три дня продолжался этот поход. В результате экспедиции во льдах шестого материка появилась знаменитая научная станция «Мирный», было определено место для будущей станции «Восток».
С 1958 по 1969 гг. Андрей Федорович – капитан дизель-электрохода «Индигирка», на котором он совершил рейс от берегов Шпицбергена в Архангельск без ледокола в зимних условиях (1958).
Во время карибского кризиса Андрей Федорович участвовал в секретной операции по доставке советских ракет на Кубу. В 9 августа 1963 года за выполнение важного правительственного задания он удостоен высшей награды родины – звания Героя Социалистического Труда.
1 января 1966 года «Индигирка» в соперничестве с датским судном «Тора Дан» первой пришла в порт Монреаль, а Андрей Федорович Пинежанинов стал первым советским капитаном, которому был вручен памятный приз «Золотая трость». Вот, что писало по этому поводу монреальское издание «Газетт»: «Нет ничего удивительного, что русские победили и выиграли этот трудный ледовый кросс. Русские опытные моряки. Они располагают хорошими кораблями для плавания во льдах. Русские достойны завоеванной награды».
Капитан Пинежанинов награжден орденами Ленина, Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, многими медалями.
В 1969 году Андрей Федорович вышел на пенсию, но продолжал активно участвовать в общественной работе, передавая свой опыт молодежи. Моряки «Индигирки» не забывали своего первого капитана, навещали его во время стоянки в Архангельске.
Андрей Федорович Пинежанинов скончался 22 июня 1996 года в Архангельске и похоронен на Вологодском кладбище.